Strict Standards: Declaration of p_hidetext::execute() should be compatible with cmsPlugin::execute() in /var/www/u8149992/data/www/blagovestnik.su/plugins/p_hidetext/plugin.php on line 0

Strict Standards: Declaration of p_one_button::execute() should be compatible with cmsPlugin::execute() in /var/www/u8149992/data/www/blagovestnik.su/plugins/p_one_button/plugin.php on line 0

Святые отцы о любви

Автор:
Опубликовано: 1537 дней назад (9 апреля 2013)
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Преподобный Симеон Новый Богослов, Божественные гимны, 2:

…Любовь… подлинно есть всякая радость и того, кто приобрел ее, исполняет радости и веселия, изводя его чувством вне мира… Любовь эта есть Божественный Дух. …Она есть всесовершенный и просвещающий Свет… этот Свет не от мира, ни вообще что-либо из мира и не тварь, т.к. Он несозданный и пребывает вне всех тварей…

…Если же угодно, то слушай о действиях любви, и ты узнаешь, каким образом она является выше всего. Чего именно всего? Но разве ты не слыхал слов Апостола, что иметь любовь выше, нежели говорить языками ангельскими и всеми человеческими, иметь всю веру, так что и горы переставлять, обладать всяким ведением и знать глубину таинств, расточить все богатство и самому сделаться нищим и даже тело предать за Христа на сожжете? Любовь настолько выше всего этого, что без нее ни одна из этих добродетелей, ни все они вместе совершенно не принесут никакой пользы стяжавшему их. Поэтому кто лишен и любви и всех названных добродетелей, то где он, скажи мне, окажется? что будет делать? как дерзнет вопрошающим его назвать себя верным? Итак, внимай словам моим о любви. Сижу ли я в келлии ночью или днем, любовь невидимо и неведомо соприсутствует мне. Будучи вне всех тварей, но в то же время и со всеми, она есть огонь и свет, она бывает облаком света и делается солнцем. Итак, как огонь, она согревает душу мою и воспламеняет сердце, возбуждая в них желание и любовь к Творцу. Когда же я воспламеняюсь душою и делаюсь подобным огню, она, как светоносное Сияние, вся латает вокруг меня, испуская в душу мою блестящее лучи, и просвещая ум мой и делая его зрячим, показывает его способным к высоте созерцания. …Видя этот Свет и исполнившись несказанной радости, я недолго однако радовался тому, что видел, так как, принесши мне божественную радость, Он удалился, совосхитив с Собою ум мой, и чувство, и всякое миpскoe желание. Последовав за Ним, ум мой хотел уловить явившийся мне свет, но не нашел его тварным и не мог оказаться совершенно вне тварей, чтобы уловить этот несозданный и неуловимый Свет. Однако ум мой все обошел, пытаясь увидеть Его: обыскал воздух, обернулся по небу, исходил, кажется, в поисках бездны и концы миpa; но ничего во всем этом не нашел, так как все это - тварное. Поэтому я плакал, печалился и сгорал внутренне, и будучи в исступлении как бы бесчувственным, проводил так жизнь. …когда же я тщательно начал искать Его, то снова всего Его внезапно нашел в себе и узнал, увидев внутри своего сердца, поистине как светило или как диск солнца. Явившись таким образом и будучи ясно узнан мною, Он обратил в бегство толпу демонов, прогнал робость, внушил мне мужество и, обнажив ум мой от мирского чувства, облек меня в одежду умного чувства. Отлучив же меня от видимого и сочетав с невидимым, Он дал мне видеть Несотворенного и радоваться тому, что я отделился от вещей тварных, видимых и скорогибнущих и соединился с Несотворенным, Нетленным, Безначальным и для всех Невидимым. Ибо это есть любовь.
Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Жизнь христианина – самое высокое в мире творчество» | наука
0 # 10 апреля 2013 в 04:02 0
Том 2
…истинная любовь к Богу и ближнему облегчает труд служения страждущему человечеству, она же производит от сего труда обильные плоды. Не любящий, как сам пребывает в смерти (1 Иоан. III, 14), так и всякое дело его, хотя бы имело наружный вид добродетели, есть мертво и безплодно, и слово, как кимвал (1 Кор. XIII, 2), бездушно. Но когда истинная Христианская любовь пронзает и отверзает сердце: тогда в нем, и во всех его излияниях являются исходища жизни (Прит. IV, 23). Слово утешения, от сердца, исполненнаго Христианскою любовию, как поток жизни, проливается в сердце страждущаго; самый взор с таким сердцем, как луч света, проникает в душу, омраченную печалию. (он же)
0 # 10 апреля 2013 в 04:03 0
Божественной сказал: имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (Иоан. XIV, 21). Но вникай, и разумей поистине то, что говорит Истина. Как любовь собственно есть чувствование сердца; и как испытующий сердце Наставник провидит, что некоторые слабые ученики помыслят, будто чувство сие может быть сохранено и без помощи деятельности, с сим чувством сообразной: то, предупреждая сие превращение истинной любви во мнимую, и поучая любить делом и истиною (1 Иоан. III, 18), Он говорит, что любящий Его есть тот, кто имеет заповеди Его, и соблюдает их. А того совсем не мог сказать исполненный любви Наставник, будто для учеников Его довольно только внешно исполнять дела Его заповедей, и будто сие вменится им вместо любви к Нему, хотя бы они ея и не чувствовали: подобно как любящему детей родителю не свойственно сказать к своим детям, что он позволяет и не любить себя, только бы они делали, что он прикажет. И что значит без любви соблюдение заповедей? Кто столь не сведущ о самом себе, или столь не искренен, чтобы не признаться, что он иногда, в чем-нибудь, погрешает против заповедей? Если же таким образом здание собственной правды, созидаемое на основании заповедей, имеет слабыя места: то найдет гром проклятия законнаго, и одним ударом разрушит все здание: проклят всяк, иже не пребудет во всех писанных в книзе законней, яко творити я (Гал. III, 10). И еще сильнее: иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином: бысть всем повинен (Иак. II, 10). Где же теперь спасение в исполнении заповедей? Оно есть; но для тех, которые исполняют заповеди не по писмени, а по духу: дух же закона есть любовь. Хочешь ли избежать проклятия законнаго? Желаешь ли иметь краткий и верный способ исполнить весь закон? Сей краткий и верный способ есть любовь. Любяй, говорит Апостол, закон исполни; исполнение закона любы есть (Римл. XIII, 8–10). Не в том разуме сие сказано, будто любовь позволяет оставить закон без исполнения; нет! Она есть исполнение закона потому, что она есть душа закона; а душа и все тело оживляет и движет: так любовь исполняющему закон дает силу, и заповеди творит легкими к исполнению. Сын, который бежит увидеть возлюбленнаго родителя, чувствует ли усталость от пути? Так сынове Божии, любящие Бога человеки, не утомляются никакими подвигами на пути жизни, поспешая к вечным обителям, где надеются узреть Отца, от Котораго рождение дало им столь высокую область, – чадами Божиими быти (Иоан. I, 12), и Котораго в них любовь сильнее всякой любви, земной и небесной.
(он же)
0 # 10 апреля 2013 в 05:23 0
СВТ. ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ
Аскетические опыты, том 1

Истинная любовь к ближнему основана на вере в Бога: она — в Боге. Вси едино будут, вещал Спаситель мира ко Отцу Своему: якоже Ты, Отче, во Мне, да и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут.
Смирение и преданность Богу убивают плотскую любовь. Значит: она живет самомнением и неверием.
Делай, что можешь полезного и что позволяет закон, твоим любимым; но всегда поручай их Богу, и слепая, плотская, безотчетливая любовь твоя обратится мало-помалу в духовную, разумную, святую.
Если же любовь твоя — пристрастие противозаконное, то отвергни ее, как мерзость.
Когда сердце твое не свободно,— это знак пристрастия.
Когда сердце твое в плену, — это знак страсти безумной, греховной.
Святая любовь — чиста, свободна, вся в Боге.
Она действие Святого Духа, действующего в сердце, по мере его очищения.
Отвергнув вражду, отвергнув пристрастия, отрекшись от плотской любви, стяжи любовь духовную; уклонися от зла, и сотвори благо.
Воздавай почтение ближнему как образу Божию,— почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Деятельность твоя да будет таинственно сообразна твоему душевному настроению.
Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.
Причина этой святой любви — не плоть и кровь, не влечение чувств, — Бог.
Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они — образ Божий.
Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его.
Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада.
И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви.
В христианине воздай почтение Христу, Который сказал в наставление нам и еще скажет при решении нашей участи вечной: Еже сотвористе меньшему сих братий Моих, Мне сотвористе.
В обращении твоем с ближними содержи в памяти это изречение Евангелия, и соделаешься наперсником любви к ближнему.
Наперсник любви к ближнему входит ею в любовь к Богу.
Но если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку: то ты — в горестном самообольщении.
Аще кто речет, говорит святой Иоанн Богослов: яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть... Сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога любит и брата своего.
Явление духовной любви к ближнему — признак обновления души Святым духом: Мы вемы, говорит опять Богослов, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию; не любяй бо брата пребывает в смерти.
Совершенство христианства — в совершенной любви к ближнему.
Совершенная любовь к ближнему — в любви к Богу, для которой нет совершенства, для которой нет окончания в преуспеянии.
Преуспеяние в любви к Богу — бесконечно: потому что любовь есть бесконечный Бог. Любовь к ближнему — основание в здании любви.
Возлюбленный брат! Ищи раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в любовь к Богу, во врата воскресения, во врата царства небесного. Аминь.
0 # 10 апреля 2013 в 06:46 0
Священное Писание, научающее нас, что страх Господень чист, пребываяй в век века, говорит также, что страха несть в любви, но совершенна любы вон изгоняет страх, яко страх муку имать: бояйся же не совершися в любви. Это представляющееся при поверхностном взгляде разногласие святые Отцы объясняют так: «Два - страха: один вводительный, другой - совершенный; один свойствен начинающим, так сказать, благочествовать, другой составляет принадлежность совершенных Святых, достигших в миру любви. Например: кто исполняет волю Божию из-за страха мук, тот, как мы сказали, еще новоначальный: он еще не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из-за самой любви к Богу, любя собственно волю Божию, исполняет ее, чтобы благоугодить Богу. Таковой знает, что - существенное добро! Таковой познал, что значит быть с Богом! Таковой имеет истинную любовь, которую Святой называет совершенной. Эта любовь приводит его в совершенный страх: потому что таковой страшится и соблюдает верность воле Божией не из-за страха казней, не для того, чтобы избегнуть (вечной) муки, но потому что, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. Этим страхом совершенным, действующим по причине любви, изгоняется вводительный страх. «Поэтому и сказано: Совершенная любы вон изгоняет страх. Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только страхом вводительным». Самое величие Божие наводит святой, благоговейный страх на те разумные создания Божии, которые, по причине чистоты и святости своей, удостоились ближайшего предстояния Богу. Бог прославляем в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его.
Неужели же нам, потому что мы грешники, вовсе не любить Бога? Нет! Будем любить Его, но так, как Он заповедал любить Себя; будем всеусильно стремиться к достижению святой любви, но тем путем, который указан нам Самим Богом. Не будем предаваться увлечениям обманчивым и льстивым самомнения! Не будем возбуждать в сердце пламени сладострастия и тщеславия, столько мерзостных перед Богом, столько пагубных для нас! Бог повелевает любить Себя следующим образом. Будите в любви Моей, говорит Он. Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей: яко же Аз заповеди Отца Моего соблюдох, и пребываю в Его любви. Сам Сын Божий, вочеловечившись, показал образ этого жительства и подвига, смирив Себе и послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Отвергнем гордость, приписывающую нам достоинства; облобызаем смирение, открывающее нам наши падение и греховность. Любовь ко Христу докажем послушанием Христу; любовь к Отцу Богу докажем послушанием Сыну Богу, Который от Себя не глаголал к нам, но возвестил нам то, что заповедал возвестить Отец, Которого заповедь есть живот вечный. Имеяй заповеди Моя, сказал Господь, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет. Не любяй Мя, словес Моих не соблюдает. Исполнение заповедей Спасителя - единственный признак любви к Богу, принимаемый Спасителем. «По этой причине все благоугодившие Богу, благоугодили не иначе, как оставив свою правду, поврежденную грехопадением, и устремясь к исканию правды Божией, изложенной в учении и заповеданиях Евангелия. В правде Божией они обрели любовь, сокровенную от падшего естества. И Господь, заповедав многое о любви, повелел прежде искать правды Божией, зная, что она - мать любви». Если желаем стяжать любовь к Богу, возлюбим евангельские заповеди: продадим наши похотения и пристрастия, купим ценой отречения от себя село - сердце наше, которое без этой купли не может принадлежать нам; возделаем его заповедями и найдем сокровенное на нем небесное сокровище - любовь. (он же)
0 # 10 апреля 2013 в 07:45 0
Познавший и возлюбивший союз любви должен воздерживать язык свой от злого раздора.
Свт. Киприан Карфагенский

Где оскудевает любовь, там непременно на место ее входит ненависть.
Свт. Василий Великий

Любовь силою своею приводит в действие и объемлет всякую заповедь.
Свт. Василий Великий

Все совершенства, которые заключаются в понятии добродетели, произрастают от корня любви; так что имеющий ее и в прочих добродетелях не имеет недостатка.
Свт. Григорий Нисский

Молится ли кто, или читает Писание, или занимается какой работою - в основании да полагает любовь друг ко другу; в таком случае произволение их может сподобиться Божия благоволения.
Прп. Макарий Великий

Знак нелицемерной любви есть прощение обид. Ибо так и Господь возлюбил сей мир.
Прп. Марк Подвижник

Любовь, хотя по порядку последняя из добродетелей, но по достоинству она первая из всех и позади себя оставляет все прежде ее родившиеся.
Прп. Марк Подвижник

В ком любовь, тот не соперничает, не завидует, не смотрит ненавистным оком, не радуется падению других, не чернит падшего, но соболезнует о нем и принимает в нем участие.
Прп. Ефрем Сирин

Люби мир и святыню чистоты, чтоб сподобиться узреть лицо Господа Бога.
Прп. Ефрем Сирин

Ничего не предпочитай любви к ближнему, кроме тех случаев, когда из-за нее презирается любовь к Богу.
Прп. Нил Синайский

Там, где есть любовь, там расстояние места нисколько не вредит, а где нет ее, там нет никакой пользы от близости мест.
Свт Иоат Златоуст

Любовь бывает к тому, что происходит по желанию. И сице почему Павел говорит: "Ходите в любви", любите друг друга, "якоже и Христос возлюбил есть нас и предаде Себе за ны" (Еф. 5, 2).
Свт. Иоанн Златоуст
0 # 10 апреля 2013 в 08:23 0
Любовь же относится не к чудесам, а к деятельности, потому что "исполнение убо закона любы есть" (Рим. 13, 10).
Свт. Иоанн Златоуст

Любящие духовной любовью пусть никогда не перестают исповедать ее, потому что этим прекрасным признанием они доставляют пользу и себе и слушающим.
Свт. Иоанн Златоуст

Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным пред нами.
Свт. Иоанн Златоуст

Когда душа воспламенится огнем Божественным, то уже ни на что не обращает внимания - ни на молву, ни на стыд, одним только занята бывает - объявшим ее пламенем.
Свт. Иоанн Златоуст

Не жди, чтобы другой проявил к тебе любовь, но сам стремись к нему и начни первый, так как тогда ты приобретешь награду и за его любовь.
Свт. Иоанн Златоуст

Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она не земного, но небесного происхождения... даже язык Ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит из великого разума Божия.
Свт. Иоанн Златоуст

Истинной любовью обладают те, которые православно мыслят об Отце, Сыне и Святом Духе и питают взаимную любовь друг ко другу.
Свт. Иоанн Златоуст

В любви вот что удивительно: к другим добродетелям примешивается зло, например, нестяжательный часто тем самым надмевается; красноречивый впадает в болезнь честолюбия, смиренномудрый часто тем самым превозносится в своей совести, а любовь свободна от всякой подобной заразы, никто никогда не станет превозноситься предлюбимым.
Свт. Иоанн Златоуст

Ее не побеждает ни богатство, ни бедность... не было бы ни бедности, ни излишнего богатства, если бы была любовь, а было бы только добро, происходящее из того и другого.
Свт. Иоанн Златоуст

Любовь изменяет самое существо вещей и неразлучно приносит с собою все блага.
Свт. Иоанн Златоуст

Будь привержен к любви, потому что через нее ты спасен, через нее со делался сыном (Божиим).
Свт. Иоанн Златоуст

Любовь же, кроме пользы, доставляет еще великое удовольствие, а труда - никакого, и, как добрая пчела, собирая добро отовсюду, слагает его в душе любящего.
Свт. Иоанн Златоуст
0 # 10 апреля 2013 в 08:32 0
Любовь спасла вселенную, она прекратила застарелую на земле вражду, она соединила землю с небом, она сделала людей Ангелами.
Свт. Иоанн Златоуст

Ничто так нас не делает любвеобильными, как жизнь по духу, и ничто так не убеждает духа обитать в нас, как сила любви.
Свт. Иоанн Златоуст

Всюду вражду прекращайте и любовь насаждайте. Любовь друг к другу пусть будет у вас долгом, никогда не исполнимым.
Свт. Иоанн Златоуст

Любовь духовная выше всякой другой любви, она, точно какая-то царица, владычествует над своими и потому блистательнее их одета; ничто земное не рождает ее, как ту, - ни привычка, ни благодеяние, ни природа, ни время; она нисходит свыше, с небес.
Свт. Иоанн Златоуст

Любовь Сына Божия низвела с небес к нам на землю. По любви Бестелесный воплощается, Безначальный начинается, Сын Божий делается Сыном Человеческим; любовью устрояется все дело спасения: упразднена смерть, низложен диавол, Адам возвращен в рай, Ева стала свободной; любовь соединила Ангелов и людей во едино стадо, любовь разрешила клятву, отверзла рай, прояснила жизнь, обещала Царство Небесное.
Свт. Иоанн Златоуст

Тогда-то и бывает истинная и искренняя любовь, когда кто любит нас, несмотря на то, что мы совершенно бесполезны для любящих.
Свт. Иоанн Златоуст

Тот, кто, будучи любим тобою, любит взаимно, воздает тебе уже награду; тот же, кто будучи любим, не любит тебя, делает вместо себя твоим должником Бога.
Свт. Иоанн Златоуст

Закон любви понуждает и на то простираться, что выше силы.
Прп. Иоанн Лествичник

Любовь больше молитвы, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобъемлющая.
Прп. Иоанн Лествичник

Любовь воина к царю показывается во время брани, а любовь христианина к Богу открывается во время молитвы и предстояния на оной.
Прп. Иоанн Лествичник

Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть.
Прп. Иоанн Лествичник
0 # 10 апреля 2013 в 08:44 0
Любовь есть плод молитвы и от созерцания своего возводит ум к ненасытному ее вожделению.
Прп. Исаак Сирин

Когда ум станет в области любви, тогда действует благодать, ум приемлет духовное созерцание и делается зрителем сокровенного.
Прп. Исаак Сирин

Предел любви - умножение дружеского расположения к тем, которые оскорбляют и поносят.
Блж.Диаоох

Есть любовь в душе естественная и есть от Святого Духа, в нее изливаемая. Та, если захотим, приходит в соразмерное движение и от нашей воли, потому удобно расхищается злыми духами, коль скоро перестаем в усиленном напряжении держать свое произволение. А эта так пламенит душу любовью к Богу, что все части души прилепляются к неизреченной сладости Божественного возлюбления в безмерной некоей простоте расположения; ибо тогда ум, как бы чреват бывая от духовного (благодатного) действа (энергия), источает обильный поток любви и радования.
Блж. Диадах

Любовь есть благое расположение души, по которому она ничего из существующего не предпочитает познанию Бога.
Прп. Максим Исповедник

Не неради о любви и воздержании, ибо они, очищая страстную часть души, устрояют тебе путь к ведению удобным.
Прп. Максим Исповедник

Други Христовы всех любят, но не всеми бывают любимы... Други Христовы до конца сохраняют союз любви.
Прп. Максим Исповедник

Верные блюстители заповедей и истинные таинники судеб Божиих не оставляют друзей, по Божию попущениюискушаемых.
Прп Макшм Исповеднш

Нелицемерной любви свойственно слово истинное "от совести благия" (1 Тим. 1,
Авва Фалассии

Ум, стяжавший духовную любовь, ничего такого не думает о ближнем, что не приличествует любви.
Авва Фалассии

Храните между собою любовь в союзе мира и имейте Господа, яко одесную вас сущего. ;
Прп. Феодор Студит

Добра любовь, потому что всюду презирает свое в пользу ближнего.
Прп феодор Студит
0 # 10 апреля 2013 в 08:45 0
Любовь есть Божественный Дух.
Прп. Симеон Новый Богослов

Настолько любовь выше всех добродетелей, что без нее ни одна из них, ни все они вместе совершенно не принесут никакой пользы стяжавшему их.
Прп. Симеон Новый Богослов

Как огонь, любовь согревает душу и воспламеняет сердце, возбуждая в них желание и любовь к Творцу.
Прп. Симеон Новый Богослов

О любовь Боготворящая, которая есть Бог, - дар таинственно подаваемый достойным; она - нечто изумительное и вещь, нелегко обретаемая.
Прп. Симеон Новый Богослов

Любовь есть не имя, но Божественная сущность, сообщаемая и непостижимая и совершенно Божеская. Сообщимое постижимо, а что выше сего, то - никоим образом.
Прп. Симеон Новый Богослов

Восподвизаемся же, возлюбленные, о том, чтобы питать и возжигать в себе обильнейший огонь Божественный, то есть любовь Божию, посредством заповедей Христовых; ибо посредством их возгорается в нас Божественный огонь, и посредством же их обыкновенно увеличивается он.
Прп. Симеон Новый Богослов

Все труды и подвиги, которые начала и конца своего не имеют в любви с духом сокрушенным, тщетны и бесполезны.
Прп. Симеон Новый Богослов

Если мы сподобились стяжать истинную любовь, то познали бы и Бога и ради любви ко Христу предпочитали бы не только быть бесчестимыми, но и наказуемыми, и онеоправдываемыми, и оскорбляемыми, и всякое искушение и тесноту претерпевали бы с охотой.
Прп. Симеон Новый Богослов

Святая любовь, проникая всех - от первых до последних, от головы до ног, всех с собою сочетавает, сцепляет, связывает и единит и делает их крепкими и непоколебимыми. Будучи познаваема, она открывается каждому из них одной той же. Она есть Бог, с Коим и последние бывают первыми и первые, как последние.
При. Симеон Новый Богослов

Духа же Святого причастниками признаемся мы, когда приносим Богу достойные плоды Духа: любовь к Богу от всей души и к ближнему от сердца.
Прп. Никита Стифат

Господь дарует наследие Царства тем, которые иные добродетели запечатлели любовью; либо своей безупречной жизнью к ней притекли, либо через покаяние нашли в ней убежище.
Свт. Григорий Палама

Имея любовь друг ко другу, мы имеем любовь истинную, нелицемерную и делами ее обнаруживаем: в том, чтобы ничего и не говорить, и не делать, более того - даже и не допуская слушать того, что оскорбительно или вредно для нашей братии, как и возлюбленный Христу Богослов научил нас, говоря: "Братие, не любите словом и языком, но делом и истиною" (1 Ин. 3, 18).
Свт. Григорий Палама
0 # 10 апреля 2013 в 09:32 0
Ощутивший любовь духовную с омерзением будет взирать на любовь плотскую, как на уродливое искажение
Свт. Игнатий Брянчанинов

Не различая возраста, пола, сословия, и слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию, что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собой, чтобы тебе не иметь недостатков любви, и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.
Свт. Игнатий Брянчанинов

Любовь к Богу и ближним, являющаяся постепенно из страха Божия, вполне духовна... отличается отличием бесконечным от любви человеческой в обыкновенном состоянии ее.
Свт. Игнатии Брянчанинов

Изливается в сердца наши любовь вместе с Духом Святым. Она - Его свойство. В кого нисходит Дух Святой, в том является Его свойство - любовь.
Свт. Игнатий Брянчанинов

Не столько мы ищем (любовь), сколько Бог ищет, чтобы мы сделались способными принять ее и приняли ее.
Свт. Игнатий Брянчанинов

Любовь рождается от чистоты сердца, непорочной совести и нелицемерной веры.
Свт. Игнатий Брянчанинов

Не ищите и не ожидайте любви от человеков, ищите всесильно и требуйте от себя любви и соболезнования к человекам.
Свт. Игнатий Брянчанинов

Духовное горение сердца ко Господу есть любовь к Нему. Она загорается от прикосновения Господа к сердцу... Вот это и должно быть предметом искания.
Свт. Феофан Затворник

Если человек желает стяжать любовь Божию, то он должен возыметь страх Божий; страх же рождает и плач, а плач рождает мужество. Когда все сие созревает в душе, то она начинает плод приносить во всем. И Бог, узрев в душе эти прекрасные плоды, привлекает ее к Себе, как воню фимиама избранного. Тогда диавол не нападает на нее, видя Высочайшего стража, ее окружающего; даже совсем и приступить боится он к ней, по причине сей великой силы. Стяжайте себе силу сию, да страшатся вас демоны, да облегчатся вам труды, вами подъемлемые, и да усладится (сладко да будет) вам Божественное. Сия сладость любви Божественной далеко слаще сота медового.
Прп. Антоний Великий

О сладости любви Божией кто в состоянии будет сказать достойным образом? Апостол Павел, вкусивший ее и насытившийся ею, сам вопиет и говорит: "Ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни Начала, ниже Силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая", ни все в совокупности не могут "разлучити от любве Божия" душу, вкусившую ее сладости (Рим. 8, 38-39).
Прп. Ефрем Сирин

Святые мученики, вкусившие любви Божией и насытившиеся ею, научают нас, что любовь Божия - нежные узы; но рассечь их не может и меч обоюдоострый.
Прп. Ефрем Сирин

За одно слово, за одну веру вошел он (разбойник) в рай прежде апостолов, чтобы ты знал, что не столько значила его праведность, сколько все совершило человеколюбие Божие.
Свт. Иоанн Златоуст

И то служит доказательством великого человеколюбия Божия, что Бог не только дал Сына, но и отложил время суда, чтобы согрешившие и неверующие могли очистить свои согрешения.
Свт. Иоанн Златоуст

Ничто не служит столь великим доказательством человеколюбия Божия - ни небо, ни моря, ни земля, ни сотворение всего сущего из ничего, ни все прочее, как Любовь к Богу
Свт. Иоанн Златоуст
0 # 10 апреля 2013 в 09:34 0
Что свойственно любви к Богу? Соблюдать заповеди Его, иметь целью славу Его.
Свт. Василии Великий

Мужайся и крепись, старайся непрестанно питать и преумножать в себе любовь к Богу, чтобы возрастало и обилие подаваемых тебе от Него благ.
Свт. Василий Великий

Люби Господа не только когда входишь в молитвенный дом, но и находясь в пути, и беседуя, и вкушая пищу, имей памятование о Боге, и любовь, и приверженность к Нему.
Прп. Макарий Великий

Люби Господа, и Он возлюбит тебя; служи Ему, и Он просветит сердце твое.
АвваЕвагрий

Возлюби Бога всей своей душой, как Он тебя возлю бил; соделайся храмом Божиим, и вселится в тебя Все вышний Бог.
Прп Ефрем Сирин

В том познаются любящие Христа, что всякую скорбь, их постигающую, переносят мужественно и с готовностью, по упованию на Христа.
Прп. Ефрем Сирин

Смерть и поражение лукавому, какие только может нанести своей тщательностью человек, когда ум его занят любовью к Богу и памятованием о Нем. Отсюда может произойти и чистая любовь к брату; равно истинная простота, и кротость, и смирение, и искренность, и доброта, и молитва, и совершенное последование святым заповедям; через одну единственную и первую заповедь о любви к Богу поистине получают точную полноту.
Прп. Ефрем Сирин

Премилосердный требует от того, кто хочет придти к Нему, любви. И если приносит он любовь и слезы, туне приемлет дар.
Прп. Ефрем Сирин

И духовное действие может причинить великий вред, когда совершается не для Бога; напротив, и житейское дело может принести великую пользу тому, кто совершает его из любви к Богу.
Свт. Иоанн Златоуст

Когда кто воспламенится любовью к Богу, то уже не хочет более смотреть на предметы, подлежащие зрению телесному, но, имея у себя другие очи, то есть очи веры, постоянно устремляет ум свой к небесным предметам, их созерцает и, ходя по земле, делает все так, как будто живет на небе, не встречая ни в чем человеческом препятствия к подвигам добродетели.
Свт. Иоанн Златоуст

Кто любит Бога, тот не будет презирать брата своего, не будет предпочитать богатства своему сочлену, но будет делать ему всякое добро, воспоминая о том, кто сказал: "Понеже сотвористе единому сих братии Моих меньших, Мне сотвористе" (Мф. 25, 40).
Свт. Иоанн Златоуст

От чистой любви к Богу мы становимся святыми и имеем Бога хранителем величайшего нашего сокровища - души.
Свт. Иоанн Златоуст
0 # 10 апреля 2013 в 09:47 0
Как любовь (ко Христу), когда она сильна, изгоняет и истребляет все виды грехов, так точно она, когда слаба, позволяет произрастать им.
Свт. Иоанн Златоуст

Если мы любим Христа, как должно любить Его, то сами себя будем наказывать за грехи свои.
Свт. Иоанн Златоуст

Если мы, пользуясь любовью сильных людей, для всех бываем страшны, то тем более, когда будем (в любви) у Бога.
Свт. Иоанн Златоуст

Возлюбим Господа по мере сил своих, отдадим все из любви к Нему - и душу, и имущество, и славу, и все прочее с радостью, с готовностью, с усердием, не считая это полезным для Него, но для нас самих. Таков действительно закон любви: любящие считают счастьем для себя, когда страдают за любимых.
Свт. Иоанн Златоуст

Таково естество любви: настолько мы не любим Бога, насколько каждый удален от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближними; и сколько соединяемся с ближними, столько соединяемся с Богом.
Авва Дорофей

Как себялюбивый естественно ищет своей славы, так бо-голюбивый естественно ищет и любит славу Создателя Своего. Душе боголюбивой, чувства Божия исполненной, свойственно в исполнении всех творимых его заповедей искать единой славы Божией, относительно же себя - услаждаться смирением. Ибо Богу, ради величия Его, подобает слава, а человеку - смирение, чтоб через него соделываться нам своими Богу.
Блж. Диадох

Ибо естественная любовь есть признак того, что естество некако здравствует через воздержание; но она неможет возвести ума в бесстрастие, как делает любовь духовная (благодатная).
Блж.Диадох

Кто не отрешится от всякого пристрастия к вещественному, тот не может настоящим образом любить ни Бога, ни ближнего.
Прп. Максим Исповедник

Любящий Бога ангельской жизнью живет, постясь и бдение совершая, поя и молясь, о всяком человеке все гда доброе помышляя.
Прп. Максим Исповедник

Если желаешь не отпасть от любви Божественной, то ни брата своего не допусти уснуть в огорчении на тебя, ни сам не усни в огорчении на него.
Прп. Максим Исповедник

Любящий Христа без сомнения и подражает Ему по возможности; Христос же не переставал благотворить людям; встречая неблагодарность и поносим будучи, долготерпел; будучи от них биен и убиваем, претерпел то, никому отнюдь не вменяя зла. Сии три действия суть дела любви к ближнему, без которых говорящий, что любит Христа или что получит Царствие Его, обманывает себя.
Прп. Максим Исповедник
0 # 10 апреля 2013 в 09:55 0
Пусть изменяется время и дни настанут ины, но вы в своей покорности воле Божией и в своей к Нему любви пребудьте неизменны.
Прп. Феодор Студит

Влечение и любовь к Богу есть свет. Поэтому, воссиявая в боголюбивых душах, она тотчас прогоняет тьму страстей и (чувственных) наслаждений и водворяет день бесстрастия,
Прп. Симеон Новый Богослов

Если кто не возлюбит Бога от всей души и не покажет любви сей отвержением себя самого и всего мира, то не сподобится увидеть Его таинственно через откровение Духа Святаго, не имеет Его и главой своей, но есть тело, умершее и не подвижное на духовные дела и лишенное жизни всех - Христа.
Прп. Симеон Новый Богослов

Любовь ко Господу Иисусу является не в виде слова, а в виде действования по заповедям Его.
Прп. Никита Стифат

Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку, то ты в горестном самообольщении.
Свт. Игнатий Брянчанинов

Любовь к Богу есть дар Божий в человеке, приготовившем себя для принятия этого дара чистотой сердца, ума и тела.
Свт. Игнатий Брянчанинов

Степень любви нашей к Богу мы усматриваем с особенной ясностью при молитве, которая служит выражением этой любви и очень правильно названа в отечественных писаниях зеркалом духовного преуспеяния.
Свт. Игнатий Брянчанинов

Авва Аммун Нитрийский пришел к авве Антонию и говорит ему: "Я более твоего тружусь, почему же имя твое более прославилось между людьми, нежели мое?" Авва Антоний отвечает ему: "Потому, что я более люблю Бога, нежели ты".

Если ты исполняешь заповедь любви ко врагам, то пребываешь с Богом; если же оставляешь ее, то - с мытарями.
Свт Иоат Златоуст

Любовь к врагам есть любовь к Богу, даровавшему заповеди и законы, есть подражание Ему. Знай же, что оказывая благодеяния врагам, ты благотворишь не им, а себе, не их любишь, а повинуешься Богу.
Свт. Иоанн Златоуст

Бог оказывает благодеяния Своим врагам делом, а ты совершай их, по крайней мере, словом, - молись за врага; таким образом ты уподобишься Отцу Твоему, Который на небесах.
Свт Иоанн Златоуст

Благорасположенно любящий тех, которые его поносят и обижают, и молящийся о них, в короткое (время) достигнет великого преуспеяния.
Прп. Симеон Новый Богослов

Любовь к врагам доставляет сердцу полноту любви. В таком сердце вовсе нет места для зла, и оно уподобляется благостью своею Всеблагому Богу.
Свт. Игнатий Брянчанинов
0 # 10 апреля 2013 в 09:57 0
Что свойственно любви к ближнему? - Искать не своих выгод, но выгод любимого к пользе душевной и телесной.
Свт Василий Великий

Такова искренняя любовь: она не уступает ни времени, ни месту, ни дальности расстояния, ни горькому положению обстоятельств.
Свт. Иоанн Златоуст

Помня, что хотя бы мы сами и не трудились, а только сочувствовали трудящемуся, мы можем разделять с ним венцы его, оставим всякую зависть и насадим в душах наших любовь, чтобы, сорадуясь благополучию братии наших, мы могли сподобиться благ настоящих и будущих.
Свт Итш Златоуст

Кто любит, как должно, ближнего, тот не откажется служить ему покорнее всякого раба.
Свт. Иоанн Златоуст

Как Сам Господь взирал не на собственную высоту, но на полезное для людей, и, уничижив Себя, соблаговолил принять образ раба, чтобы рабов ввести в сыноположение; так и каждому из нас повелел не на собственную выгоду взирать, но иметь в виду пользу ближних. А если кто думает, что снисходя, потерпит вред, то пусть узнает, что сие снисхождение возведет его на высоту почести.
Прп. Исидор Нелусиот

Писание говорит: "Возлюбиши ближняго своего яко сам себе" (Лев. 19, 18; Мф. 5, 43). Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от сей добродетели, чтобы не начать ужасаться и говорить: как могу возлюбить ближнего как самого себя? Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй и таким образом начнешь после мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему, или давая ему то, в чем он нуждается; ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Сие и значит возлюбить ближнего своего, как самого себя.
Авва Дорофей

Не требуй любви от ближнего, ибо требующий (ее) смущается, если ее не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведешь и ближнего к любви.
Авва Дорофей

Без любви к ближнему ум не может просвещаться Божественной беседою и любовью. Возлюбим друг друга и возлюблены будем от Бога. Будем долготерпеть друг другу, и Он подолготерпит грехам нашим. Не будем воздавать злом за зло, и Он не воздаст нам по грехам. Оставление прегрешений наших обретем в прощении братиям: ибо милость Божия к нам сокрыта в милостивости нашей к ближним.
Прп. Максим Исповедник

Всякого человека от души любить должно, упование же возлагать на одного Бога, и Ему Единому служить всею крепостью. Ибо пока Он хранит нас, то и друзья все нам благоприятствуют, и враги все сделать нам зла не сильны. А когда Он нас оставит, то и друзья все от нас отвращаются и враги все берут силу над нами.
Прп. Максим Исповедник

Друг другу будем помогать, друг друга будем утешать и воодушевлять на любовь, терпение и ревность об исполнении заповедей Божиих.
Прп. Феодор Студит

В том и состоит человеколюбие, чтобы ты благодетельствовал врагам и любил их, как друзей и как истинных благодетелей, чтобы молился за всех обижающих тебя и имел сердечную любовь равно ко всем, и добрым, и злым, и за всех повседневно полагал душу свою, за спасение... (хотя бы) одного или, если возможно, то и всех.
Прп. Симеон Новый Богослов
0 # 10 апреля 2013 в 10:13 0
Воистину должен ты любить ближнего, но так, чтобы через то не причинить вреда душе своей. Делай все дела свои просто и свято, не имей в виду ничего другого, кроме благоугождения Богу, и это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов. В делах сих самое важное есть способствование спасению ближнему. Но тут нередко вторгается ревность не по разуму, которая ничего не приносит кроме вреда и ближним, и себе. Не докучай всем словом своим без разбора: этим только мир расстроишь и с другими, и сам в себе. Имей ревность горячую и желание сильное, чтобы все познали истину, такую жажду спасения ближнего имей всегда, но надлежит, чтоб она исходила из любви к Богу, а не от неразумной ревности. При этом смотри, не потерпела бы душа твоя ущерба в своем главном благе, в мире сердца, от неразумных забот о пользе других. То, откуда можешь ты почерпать обогащение силы благом, есть полная покорность души твоей Богу, с отрешением от всего. И это делай не по чаянию воздаяния тебе; и совсем не держи никогда в мысли, что ты делаешь что-то достойное того. Бог есть действуяй во всем, и от тебя не желает Он ничего, кроме того, чтоб ты смирился пред Ним и Ему предавал душу Свою свободную от всего земного, держа во глубине сердца одно желание, да исполнится на тебе во всем и чрез все воля Божия.
Невидимая брань

Причина... любви (к ближнему) одна - Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем.
Сет. Игнатий Брянчанинов \

Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение перед ним.
Сет. Игнатии Брянчанинов
0 # 10 апреля 2013 в 10:30 0
Святитель Николай Сербский. Сто слов о Божественной любви.

1. Поскольку все вещи во вселенной с их сущностями и действиями есть только символы духовных вещей, точно также и земная любовь. То, что люди на земле именуют любовью, на самом деле лишь слабый символ истинной небесной любви.

2. Все существа можно поделить на сотворенные и нетварные. Бог — несотворен, все остальное сотворено. И любовь — нетварна, нетварна и вечна. Ибо любовь не есть Божественное свойство, но имя Божие — одно из имен Божиих и сущность Божественного бытия. Потому и сказано: "Бог есть любовь".

3. Сказано еще, что Бог — Истина и Слово. Чудно это славянское слово — Истина, — которое совершенно точно определяет Того, Который всегда есть. "Я Тот, Который Есмь", короче, Я всегда тот же, неизменен, Тот, Который есть. А Слово или Логос — образ Бога невидимого. И поскольку Истина и Слово вечно в Боге и являются Богом, также точно и Любовь. И как само Слово говорит о себе: "Я есть альфа и омега, начало и конец", так и Любовь может сказать о себе: "Я есть альфа и омега".

4. Как любовь Бог открылся роду человеческому в откровении о единстве Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа — Единого Бога и через воплощение Бога Слова. В Ветхом Завете, а это Завет Закона, Бог как Святая Троица еще только предугадывается; также точно и Любовь еще неприметно и как бы мимоходом поставлена среди многих других заповедей Закона (Втор. 6, 5; Лев. 19, 18). Мир еще не созрел для принятия учения о Святой Троице, следовательно и о Любви. А эти два понятия — нераздельны. Заповедь о любви, последняя среди заповедей Ветхого Завета, стала первой в Новом Завете.

5. В языческом мире существовала вера в троицу, но не во святую и не в единую. Индусы верили и теперь верят в Тримурти, т. е. в три верховных божества, из которых один, Шива, дьявол и разрушитель того, что создают первые два, Вишну и Брама. В Египте также верили в троичное божество, но как в семью, соединенную плотской любовью Озириса и Изиды, родивших сына Хоруса, которого Озирис убил, из-за чего этот чудовищный брак распался. До Христа люди могли своим умом и энергией создать великие цивилизации по всему миру, но не могли дойти до правильного понятия о Боге как о Святой Троице, соединенной в единстве, следовательно и о Боге как о Любви.

6. Ислам, несмотря на то, что он является одной из относительно высших религий, совершенно не терпит учения о Боге как о Святой Троице. В Коране такое понятие высмеивается. На мечети Омара в Иерусалиме высечена на стене такая заповедь: "Правоверные, знайте, что Аллах не имеет Сына". И именно потому, что по этой вере Бог не имеет Сына, в Коране нигде не говорится о любви Божией, но только о правде Божией и милосердии. Несмотря на то, что свои понятия Мухамед почерпнул из Ветхого Завета, он не заметил слов Всевышнего: "Ужели Я, Который отворяет утробы, не могу родить? Ужели Я, Который дарует жизнь, останусь без наследия?" (Ис. 66, 9). И этого не заметили не только Мухамед, но и древние ариане и современные унитарии.

7. Знай и помни: Тайна Святого Триединства — внутренняя тайна Божественной природы. Эту Свою сокровенную тайну Бог не мог открыть людям ни помимо закона, ни через закон. Ни через людей, ни через великих пророков. Он мог только через избранных пророков предвозвещать, довольно ясно и определенно, сошествие на землю и воплощение Сына Своего, через Которого "земля наполнится познанием Господним, как море полно воды" (Ис. 11,9; Аввак. 2, 14). А главное знание, которое принесет Сын, будет знание о Боге как о Святой Троице, одно из имен Которого Любовь.

8. Вечный Отец любит Сына и Духа Святого. Вечный Сын любит Отца и Духа Святого. Вечный Дух любит Отца и Сына. Все это в непостижимом единстве, нераздельном и неслиянном. Все бестелесно и духовно. И так из вечности в вечность, без начала и конца, без перемен, без уменьшений и увеличений, без каких-либо внешних событий, вне времени и пространства.
0 # 10 апреля 2013 в 10:33 0
9. Мыслить Бога без Сына — все равно, что мыслить Бога без Любви. Ибо всякая любовь ищет предмет своей любви. И ты знаешь, что когда кто-то из людей говорит: "Я люблю!", то мы сразу, естественно, спрашиваем: "Кого ты любишь?" Кого бы, следовательно, любил Бог Отец в вечности, прежде сотворения мира, если бы Он не имел Сына как предмет Своей Любви? А это означало бы, что Он не знал Любви и не был Сам Любовью по сущности Своей прежде чем сотворил мир как предмет Своей Любви. А то, в свою очередь, означало бы, что Бог с сотворением мира приобрел нечто такое, чего Он прежде не имел и через что Он переменился. Это же бессмысленно, не логично и противоречит Священному Писанию, в котором с Небес засвидетельствовано, что в "Боге нет перемены" (Иак. 1, 17).

10. Кто не верует в рождение Бога Сына от Бога Отца, тот не может вообще называть Бога Отцом. Или если Его так называет, то говорит неправду. Ибо почему Он Отец, если не имеет Сына? В таком случае, "Отец" — это только почетное или уважительное обращение, так дети называют всякого пожилого человека отцом. Если скажет кто-либо: ведь Бог — Отец всех людей, мы сразу можем ответить: Бог — Творец, а не Отец всех людей. Он не родил, но сотворил людей. Если у кузнеца есть рожденные им сыновья и скованные им плуги, не будет ли он делать различие между своими рожденными детьми и своими изделиями? Никто не может, не солгав, называть Бога Отцом, не признав при этом Его в вечности рожденного Сына, Который Один только может претворить сотворенное в рожденное. Апостол Христов ясно говорит: "Всякий отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца" (1 Ин 2, 23; 4, 16).

11. Во 11 члене нашего "Символа Веры" мы исповедуем нашу веру: "Во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век, (рожденна, а не сотворенна)". О, как должны мы быть благодарны святым Отцам Церкви, выразившим и утвердившим эту истину. Иначе мы были бы лжецами, если бы говорили об Отце без Сына. Ибо если Отец не имеет Сына, чей бы он был Отец, и почему бы Он назывался Отцом? И все наши слова о Любви были бы только печальной безосновательной песней.

12. Понятие о Боге как Любви объяснимо только через понятие о Боге как Святой Троице. В этом ключ к тайне любви. Постоянно держи это в памяти. И веруй слову великого Исаака Сирина: "Любовь слаще жизни". А я добавлю: и сильнее смерти.

13. Когда мы говорим о любви во Святой Троице, мы постоянно держим в памяти, что Бог есть дух, и любовь в Боге вся духовна. Отец любит Сына так сильно, что Он весь в Сыне: и Сын любит Отца так сильно, что весь в Отце, и Дух Святой по любви весь в Отце и Сыне. Это Сын Божий засвидетельствовал словами: "Я во Отце и Отец во Мне" (Ин. 14, 10). И Сын во Святом Духе и Святой Дух в Сыне. В Писании говорится, что по воскресении Христос дунул на апостолов и сказал им: "Примите Духа Святого" (Ин. 20, 22). Только то, что имеешь в себе, можешь отдать и другим.

14. Особенность любви состоит в том, что любящий желает раствориться в возлюбленном. Так горяча любовь Отца к Сыну, что Он хотел бы раствориться и истощить Себя в Сыне. И наоборот. Такова же и любовь Духа Святого к Отцу и Сыну. Но непостижимым образом Каждый остается тем, что Он есть. Потому и говорится о Святой Троице: "нераздельна — неслитна". Нераздельна, ибо едина по сущности и в любви; неслитна, ибо по ипостасям лична. Триединый пламень естества, жизни и любви. От этого величественного огня божественной любви зажигаем и мы наши малые сырые свечки земной любви, которые дымят, чадят и легко гаснут. А что три Лица не сливаются и не разделяются, то это — действие любви всякого лица по отношению к двум другим. Ибо всякий из них по любви стремится, чтобы возвеличились и прославились остальные два Лица Святой Троицы. Это видно из слов Сына Божиего: "Отец Мой более Меня есть".
0 # 10 апреля 2013 в 12:12 0
15. Любовь в одном лице — не любовь, а самолюбие и себялюбие. Потому Мухамед и не упоминает о любви в связи с богом-Аллахом, но только о праведности и милосердии. Любовь между двумя людьми охладевает и превращается в печаль. Потому бездетность в Ветхом Завете считалась проклятием. Так это и доныне остается на Балканах, в России и на всем Востоке. Любовь становится полной при появлении третьего. И на земле это так, ибо так это и на небе. Не удивительно, что число три играет такую большую роль во всех творениях Триединого Бога.

16. Любовь не возникла от земли, но пришла с небес. Преподобный Кассиан говорит: "Любовь принадлежит исключительно Богу и тем людям, которые восстановили в себе образ и подобие Божие". Сознательная любовь соотносится с сознательной личностью, не с принципом, идеей или с каким-либо безличным существом, но с личностью. Где нет взаимности в любви, там нет любви. А принцип или идея или неразумная тварь, будь то Божественная или человеческая, не может нас любить, сколько бы мы их не любили. О такой любви мы и не говорим; наше слово о любви личности к личности, которая "нераздельна и неслитна".

17. Только совершенная личность, с совершенным сознанием, с совершенным умом, обладающая совершенным могуществом, может иметь совершенную любовь. Эта личность — наш Бог. То, что всякий человек ревнует о своей личности, происходит от того, что и Его Творец — личность. А то, что все люди ценят любовь превыше всего, происходит от того, что их Творец — Любовь. И так это искони и до сего дня и на веки веков.

18. Низшее всегда доказывается высшим, а не наоборот. И человеческое существование доказывается существованием высших существ, высших по могуществу и разуму, чем люди. Кто-то из европейских философов сказал: "Я мыслю, следовательно, я существую". И это изречение разнесено по миру как нечто великое. На самом же деле, сколько бы я не мыслил, я не существую, если не существует Некто высший меня, Кто и меня и весь свет измыслил. Если Бог не существует как разум высший меня, тогда, несомненно, и я не существую, но я только некая преходящая вещь, призрак, которого вихри подняли из пыли, придали ему форму на мгновение, чтобы снова сбросить в ту же самую пыль без следа и цели. Точно также и любовь. Если любовь не в Боге и не от Бога, то это только чувственная страсть, которую люди употребляют как наркотик, чтобы этой малой бессмыслицей услаждать лишенную всякого смысла жизнь.

19. "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем" (1 Ин. 4, 16). Века и человеческие поколения страстно ожидали услышать эти светоносные и живоносные слова, как ищут везде путеводную звезду, подобную Вифлеемской. А эти слова апостол сам услышал, прочувствовал и повторил в том виде, в каком принял их от Своего Господа. Бог истины и любви есть единый и вечный Бог, Который не соприкасается и не имеет ничего общего с "богами" лжи и ненависти. Этим откровением Христос сокрушил весь политеистический пантеон, в котором человеческая фантазия ставила добрых и злых богов на один уровень.
0 # 10 апреля 2013 в 12:27 0
20. Нелегко понять, зачем Бог сотворил миры, прежде всего мир бестелесный, ангельский, а потом и физический, телесный, во главе с человеком. Если триединый Бог совершенен и самодостаточен для полноты жизни, любви и славы, зачем Он сотворил миры, низшие Себя? (Мы говорим, ниже себя, ибо никто не может сотворить что-либо равное себе. Родить — да — Бог Отец родил Сына, равного себе, и человек рождает ребенка, равного Себе по бытию и сущности). Церковь, и только Церковь дает ответ: от преизобилия любви Своей в Самом Себе Бог сотворил все миры, видимые и невидимые, через Сына Своего единородного, чтобы угодить Сыну Своему. Ради ли того, чтобы доставить удовольствие Сыну, или по некоей необходимости? Мы так не говорим. Богу не нужно удовольствие. Его троичная любовь превосходит всякую радость и всякую сладость веселия. Совершенный и Самодостаточный не имеет потребности ни в чем, ибо Он все имеет в Самом Себе.

21. В бескрайней любви к Своему Отцу Сын хотел угодить Ему, сотворив для Него как можно больше сыновей, а для себя братии, низших себя, но по любви приравненных к Нему через усыновление. И в Вечном Совете Отец и Дух Святой дали согласие Сыну на сотворение мира за любовь Сына. И так через Сына все стало быть, что стало быть, "имже вся быша". А Сын Божий назван и Логосом Божиим или Словом Божиим, т. е. образом Божиим; да, Божественная Песнь, Которая являет Собой величество и славу, мудрость и любовь Божию. Кому являет? Новосотворенным мирам (Кол. 1, 15—17).

22. Взявши инициативу в деле творения, Сын принял на Себя и ответственность за сотворение мира перед Вечным Советом, и сверх того, еще изъявил добровольное согласие принести Себя в жертву, если и когда это будет необходимо, как кроткий и пречистый агнец, уготованный в жертву "еще прежде создания мира" (1 Пет. 1, 20). И так началась величайшая из всех эпопей: эпопея сотворения мира, его падения, искупления, воскресения и обновления. Все как было сказано и предвозвещено. И все по одной единственной причине — по любви. Ибо Бог есть Любовь, и в Нем нет других побуждений кроме любви.

23. И сотворил Сын Божий бесчисленные небесные воинства архангелов и ангелов, бестелесных и близких к Богу духов. Сотворил их богообразными, могучими и прекрасными. И дал им свободу. Только Бог не злоупотребляет свободой. Один из великих ангелов, Сатанаил, злоупотребил данной ему свободой и был бесконечно удален от близости к Богу с легионом последователей и сброшен в ад, во тьму кромешную. Потом Слово Божие, Логос, по Вечному Совету, сотворил человека Адама и жену Еву и поселил их в Раю. Но их прельстил сатана через змия, и они согрешили пред Богом. Бог не захотел простить сатане грех, ибо он согрешил в самой близости к Богу. А человеку Бог хотел простить грех, так как человек был обольщен сатаной. Хотел Бог простить Адама, но не без покаяния и достаточной жертвы. И Сын Божий, Агнец Божий, пошел на заклание ради искупления Адама и его рода. И все из любви и правды. Да, и правды, но правда и заключается в любви.

24. "Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши". (1 Ин. 4, 9-10). Следовательно, сначала Он явил свою любовь к нам, и потому ждет, чтобы и мы явили Ему свою любовь. Хотим мы или не хотим — от этого зависит вечная награда верности в любви, либо вечная мука за неверность. Ибо во вневременной вечности нет ничего временного, все вечно, как радость, так и мука.

25. В Иисусе Христе, Сыне Своем, Бог показал любовь, "которая превосходит всякий разум". Тот, через Кого Святая Троица сотворила мир, явился в образе человеческом, дабы явить человечеству любовь Святой Троицы, дотоле неведомую миру. Как же Он явился? Так, как только великая любовь не стыдится явиться ради спасения возлюбленного: в уничижении, в служении, в страдании, и наконец, в великой жертвенности.
0 # 10 апреля 2013 в 12:47 0
26. В повестях и балладах о рыцарях мы читаем как они за любовь своих избранниц шли на страдания, иной раз и на смерть. Но те избранницы были достойны их любви и жертвы, как о том пишут поэты. А безгрешный и пречистый Христос понес уничижения, муки и страшную смерть не за какую-то невинную, верную и добрую девушку, но за грешников и развратниц, за убийц, лгунов, воров, разбойников, клятвопреступников и безбожников, за испоганенные и смердящие души человеческие, которые источали зловоние в смертельном разложении и прежде смерти были уже мертвы. "Едва ли кто умрет за праведника (...) но Бог доказывает Свою любовь к нам тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим. 5, 6-8). Не есть ли это любовь, которая превышает всякий разум?

27. "Любовь не ищет своего", говорит апостол, наученный примером своего Учителя (1 Кор. 13,5). Все Свои слова и поступки приписывает Сын Божий Отцу. "Я говорю миру то, что слышал от Отца". "Сошел с неба не для того, чтобы творить волю Свою, но волю пославшего Меня Отца"; "Как заповедал мне Отец, так творю"; "Да видит мир, как люблю Отца". [Евангелие от Иоанна]. Итак, Сын отказывается от Своей воли и все приписывает Отцу. Не ищет Он славы Своей, но Отчей. С другой стороны и Отец любит Сына "и все показывает Ему". Отец никого не судит, "но весь суд отдал Сыну". И более того: "Отец любит Сына и все дает в руки Его".

28. В любви Отца и Сына в полной мере участвует и Дух Святой. Духом Святым осуществлено рождение Сына от безмужной Девы Марии. Дух Святой явился в виде голубя при крещении Иисусовом. Исполненный Духа Святого возвратился Иисус с Иордана. Духом Святым Иисус изгонял злых духов из людей. Дух Святой сошел на апостолов в Пятидесятницу. "Бог явился в теле, оправдался Духом". "Те, которые ходят в Духе Божием, суть сыны Божий". Только " хула на Духа Святого не проститься человекам" (Мф. 12, 31). Дух жизни, силы, мудрости, истины, молитвы, мира, радости, утешения вселяется в верных Христовых, как в свои храмы. Он созидает тело Христово, соединяя верных в одно освященное тело, которое есть Церковь как "столп и утверждение истины". И сверх всего "любовь Божия изливалась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5, 5).

29. Следовательно, когда мы говорим "Бог есть любовь", то тем самым мы говорим: Святая Троица есть Любовь. И Отец есть Любовь, и Сын есть Любовь, и Святой Дух есть Любовь. Источник и прообраз любви между ангелами и людьми; источник, который, давая, не иссякает, и принимая в себя, не обогащается.

30. Послушай эти слова о несказанном мужестве, которое свойственно только любви. По любви Сын Божий уничижился, служил, учил, лечил, питал, поил, направлял я исправлял, радовался, мучился, страдал, прощал и умер. "Сын человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф. 20, 28). Когда Он служит, служит с радостью, когда жертвует, жертвует добровольно, забывая о Себе, но непрестанно взирая на вечный огонь любви на небесах, на эту Двоицу. Для Сына вечной любви это было легко. Легко это и для людей любящих. Поэтому Нил Синайский говорит: "Легко бывает поднять и совершить все то, чем приобретаешь святую любовь. А где нет любви, там нет и успеха". И все бывает тягостно.

31. Любовь — это радость, а цена любви — жертва. Любовь — это жизнь, а цена любви — смерть.
 



 
Православие © 2017