Strict Standards: Declaration of p_hidetext::execute() should be compatible with cmsPlugin::execute() in /var/www/u8149992/data/www/blagovestnik.su/plugins/p_hidetext/plugin.php on line 0

Strict Standards: Declaration of p_one_button::execute() should be compatible with cmsPlugin::execute() in /var/www/u8149992/data/www/blagovestnik.su/plugins/p_one_button/plugin.php on line 0

СОВЕТЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВРАЧА Преимущественно при нервных болезнях и по поводу поста и мо

Автор:
Опубликовано: 1694 дня назад (2 апреля 2013)
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Врач С. Апраксин

Подготовлено по изданию журнала "Миссионерское обозрение":
О посте и молитве. Размышления уверовавшего врача. СПб., 1902 г.

Издательство "Отчий дом", Москва 1998 г.

http://www.zavet.ru/deti/apraksin.htm

Вместо предисловия

Ибо слово о кресте для погибающих юродство
есть, а для нас,спасаемых,- сила Божия. 1 Кор.1,18

Отечество наше издревле носило название "Русь святая, православная". Называлась она так не потому только, что наши предки исповедовали православную, а не иную какую-либо веру, но еще и потому, что они были крайне тверды в своей вере, любили Бога, ставили религиозные вопросы всегда на первый план, свято хранили и строго исполняли все установления Церкви. С середины прошлого столетия и особенно в последнее время неверие, предводительствуемое опытными и искусными вождями, широкой волной вторглось в наше общество и напоило умы скептицизмом, индифферентизмом и маловерием; множество хороших обычаев, воззрений, понятий "доброго старого времени" было предано забвению или видоизменено и переделано до неузнаваемости. Так, например, само понятие о Боге как о всемогущем Творце и всемилостивом, всеблагом и человеколюбивом Промыслителе в умах представителей современного неверия подверглось резкому изменению. Не будучи в состоянии совершенно отвергнуть понятие о Боге, современные скептики стали смотреть на Бога как на силу, создавшую некогда материю и жизнь, другими словами, сотворившую вначале целый ряд непостижимых чудес и затем куда-то скрывшуюся, переставшую принимать участие в мировой жизни, предоставив все одним только законам с конечным исходом в вечную смерть и разрушение. Какое противоречивое, бессмысленное и безотрадное мировоззрение! Противоречивое - ибо ум человеческий отказывается представить себе такую силу, которая некогда сотворила ряд великих чудес - сотворила мир и теперь куда-то спряталась, исчезла, перестала принимать участие в мировой жизни; бессмысленное и безотрадное потому, что без веры в Бога как живую и разумную Силу, без всеобщего воскресения и загробной жизни жизнь является какой-то глупой шуткой, лишенной всякого смысла. Не все ли равно быть добрым или злым, если конечный удел всех одинаков - смерть и только. Жизнь является тогда царством смерти - зла, и душе человеческой ничего не остается, кроме тоски и крайнего пессимизма. Зато сколько радости и смысла при вере в воскресение и загробную жизнь!
Патриотизм | Срочно распространять!!!!!!!! Воззвание приморских партизан 08 Июн, 2010 Отряд Муромце
0 # 7 апреля 2013 в 20:37 0
А откровения? Например, откровение апостолу Павлу, о котором он сам лично рассказывает в различных местах своих Посланий, и которое произвело коренной переворот в его убеждениях и жизни. Тысячи подобных откровений написаны и переданы потомству различными лицами, вполне заслуживающими доверия, мало того, лицами святыми, то есть настолько высоко стоящими в нравственном отношении, что всякая ложь в их устах является немыслимой, невозможной. Вспомним откровение Августину Блаженному, Ефрему Сирину и многим другим святым. Уже одних этих фактов пророчества и откровения, казалось бы, было достаточно, чтобы убедить каждого неверующего в том, что Бог не только существует, но что Он - сила живая, разумная, действующая, а не какое-то безличное "начало всех начал".

А евангельские события, засвидетельствованные пером и кровью четырех евангелистов, учеников Христа и очевидцев всего описанного! Здесь скептики опять указывают на вышеупомянутую шайку мировых обманщиков. Но ведь лгать можно ради корысти, ради славы, просто из любви к этому искусству, но за ложь лишить себя всех земных благ, предать себя гонениям и мучениям, идти с радостью на крест им эшафот противно природе человеческой.

А вся духовная жизнь человека, которая есть вечная борьба двух начал - доброго и злого! Откуда это? Откуда зло и откуда добро? Это не праздный вопрос, а вопрос, занимавший умы великих людей и философов. Этим вопросом интересовался мыслитель Вл. Соловьев и путем философских соображений пришел к заключению, что зло и добро не только идея, понятие, а реальная сила, действующая вне нас. Такого же воззрения держится на этот предмет и Православная Церковь (см. "Три разговора" Вл.Соловьева).

А вся наша внешняя жизнь разве не вечное чудо, ряд необъяснимых явлений и фактов? Сегодня ты богат и славен, завтра - сгорело все твое имущество, и ты стал нищ, жалок. Сегодня ты здоров и крепок, поражаешь всех своим умом и красотой, завтра лопается у тебя какая-то кровеносная жилка или попадает злокачественный микроб, и ты лежишь на столе "бесславен и безобразен" или на всю жизнь становишься калекой, уродом. Откуда, как, зачем, почему?- спрашиваем мы невольно и, не будучи в состоянии дать себе определенного ответа, говорим:"так решила судьба", тем самым признавая и Бога, и Промысел Его.
0 # 7 апреля 2013 в 23:32 0
С узкой, земной, современной точки зрения, многое здесь может показаться простой случайностью, действием неразумной слепой судьбы, но взгляните на все это глубже с другой, более широкой точки зрения, обнимающей не только одну нашу земную жизнь, и вы ясно усмотрите во всем происходящем руку всемогущего и премудрого Создателя.

А нетление тел святых угодников Божиих? А множество чудесных исцелений, проистекающих и в наше время от них и от чудотворных икон, и другие свидетельства милости и благодати Божией! Отрицание всего этого голословно, основано не на серьезном изучении вопроса, а на том только, что признание этого противоречит господствующему материалистическому общему мировоззрению, истинность которого, однако, никем не доказана. В то же время существует много книг, наполненных описаниями чудесных исцелений; некоторые из этих описаний производят неотразимое впечатление. Возьмем факт исцеления сына старшего врача Болховского полка Матвеева от тяжелого дифтерита, засвидетельствованный особой комиссией описанный в статье об открытии мощей свт. Феодосия Углицкого ("Прав. Вестник", 1896г., 30 и 31 июля). Мальчик был при смерти, сыворотки тогда еще не было. Вот как сообщает об этом отец самого больного, врач: "Лицо и шея представляли одну бесформенную массу. Истощение тела достигло высшей степени, несмотря на хорошее питание. Сердце слабо билось. Все разнообразные медицинские средства не приносили никакой пользы. Тогда я, посоветовавшись с товарищем, доктором Рыбальским, лечившим больного совместно со мной, пришел к заключению, что надежды на выздоровление нет никакой, о чем и объявил жене. В отчаянии мать пошла в собор, где ей дали пелену от святителя Феодосия Углицкого. По возвращении ее домой мы возложили на голову младенца пелену, которую он облобызал. Минут через 10 больной попросил посадить его в постель поиграть. С этого дня началось медленное поправление здоровья сына, окончившееся полным выздоровлением. Твердо верю и убежден, что выздоровление моего сына Виктора произошло только чудотворением от мощей и по молитвам преосвященного Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского!"

Ведь все это игнорировать или объяснить словами: враки, случайность, совпадение или придумать для объяснения какое-нибудь хитрое словечко, ничего в сущности не объясняющее, вроде "нервное", "гипноз", "психоз", по меньшей мере легкомысленно.
0 # 8 апреля 2013 в 09:15 0
Здесь мне невольно припоминается один факт, имевший место в Москве в конце прошлого столетия, в то время известный из газет, вероятно, всей читающей России. Я говорю о чудесном исцелении благодатию Божиею одного из доцентов Московского университета от сикоза бороды - особой болезни кожи - воспаление кожных мешочков, заключающих в себе корни волос. Так вот этот приват-доцент, известный всему московскому ученому миру, в течение продолжительного времени тщетно лечившийся у всех русских и заграничных знаменитостей от своей мучительной болезни, наконец, измученный, разочарованный, идет по совету кого-то к простой женщине, которая предлагает прийти с ней вместе на другой день в храм Божий и помолиться. Больной в точности исполняет сказанное, и болезнь чуть ли не на другой день бесследно исчезает. Все это случилось на глазах московского ученого мира, обычное в подобных случаях отрицание, недоверие к самому факту ("что-нибудь да не так") было невозможно. Факт установлен твердо, надо было его так или иначе объяснить, и вот собирается по этому поводу заседание общества невропатологов и психиатров. Здесь все объяснили двумя словами "нервное" и "гипноз". Решили, что и сикоз может быть на нервной почве, а раз нервы - то всякое излечение следует объяснять гипнозом. Наконец, у приват-доцента болезнь через некоторое время возобновилась, вероятно потому, что вместо уверования и благодарения он начал сомневаться, и человеческий гипноз оказался совершенно бессильным.

Конечно, если так относиться к фактам, то не может быть и речи о чудесных исцелениях: все "нервы", все "гипноз" - нервная чахотка, нервный рак, нервный ревматизм, нервный катар желудка...

Но немногие из неверующих современников обдумывали и изучали все те основания, на которых зиждется вера. Большинство просто увлечено общим потоком неверия и ослеплено авторитетами Дарвина, Ренана и "свободных" представителей современной интеллигенции. В противовес я укажу на авторитет известного мыслителя, поэта и философа Владимира Соловьева. Обширная эрудиция, совершенное знание истории, прекрасное знание иностранных языков и, между прочим, древнееврейского, в связи с выдающимся природным умом, не помешало, однако, этому человеку остаться глубоко и истинно верующим христианином, признавать все догматы Православной Церкви и доказывать, что Воскресение Христово есть только истина веры, но и истина разума.
0 # 8 апреля 2013 в 10:24 0
"Воскресение Христово есть торжество разума в мире. Оно есть чудо лишь в том смысле, в каком первое новое проявление чего-нибудь как необычное, непостижимое удивляет или заставляет чудиться. Если мы, забыв о результатах всемирного процесса в его целом, будем только следить за различными новыми проявлениями, то каждое из них представиться чудом. Как появление первого живого организма среди неорганической природы, как затем появление первого разумного существа над царством бессловесных было чудом, так и появление первого, всецело духовного и потому не подлежащего смерти Человека - Первенца от мертвых - было чудом. Если чудесами были предварительные победы жизни над смертью, то чудом должно признать и победу окончательную. Но то, что представляется как "чудо", понимается нами как совершенно естественное, необходимое и разумное событие. Воскресение Христово истина всецелая, полная - не только истина веры, но, главное, истина разума. Если бы Христос не воскрес, если бы Каиафа оказался правым, а Ирод и Пилат мудрыми, мир оказался бы бессмыслицею, царством зла, обмана и смерти".

Вот что говорит Вл. Соловьев на 246-й странице своего предсмертного произведения "Три разговора":

Беда вся в том, что мы слишком много заботимся о развитии внешних чувств от зрения до вкуса и слишком мало о развитии умозрения, которое названо в молитвах "очи мысленные", "ум и очи сердечные, яже ко спасению". Эти "очи" даны человеку Богом для познания великих истин.

Простите за невольное отступление, и перейдем снова к оставленному нами вопросу: откуда взять веру, если ее нет в сердце нашем, как воспитать в себе христианский взгляд и отношение к жизни.

В том, что вера в нас очень слаба, что отношение к жизни самое невозможное, конечно, более всего виновато наше воспитание, но каждый взрослый человек может перевоспитать себя и выработать правильный христианский взгляд на жизнь, если будет пользоваться средствами, указанными для этого Церковью. Из средств этих самым главным является молитва.Совсем неверующих мало, большинство маловерных, вот с этим-то зерном веры приступите к молитве, и вы скоро почувствуете, что это зерно начнет пробиваться, через некоторое время оно уже даст росток, из которого с течением времени вырастет могучее дерево. Под сенью этого дерева легко и приятно будет отдыхать от тяжелого зноя человеческих страстей и от бури житейских непогод, а в свое время пожнете и плод.
0 # 9 апреля 2013 в 11:12 0
Начните только молится, и вера сама придет к вам, а если она была слаба, то укрепится и мало-помалу, постепенно изменится отношение к жизни. Молитва будет отвлекать вас хоть на время от обычных житейских мыслей и интересов, привлечет ум к небесному, заставит невольно думать о том, о чем прежде вы почти не думали, заставит вас многое почувствовать и с помощью благодати Божией изменит ваш прежний образ мыслей, укоренит веру и стремление к христианскому идеалу. Исцеляя от тяжкого и печального по своим последствиям духовного недуга маловерия, молитва, соединенная со строгим подчинением церковному режиму, может нам очень помочь и при телесных недугах. Мы видели, насколько полезна молитва, соединенная с упованием и верой в Бога при некоторых нервных состояниях, в основе которых лежит душевная пустота и слабость воли. В настоящее время в подобных случаях в медицине все чаще и чаще начинают прибегать к лечению, заключающемуся в удалении от домашней обстановки, от семьи, в специальное лечебное заведение на более или менее продолжительное время, 4-6 месяцев.

Главными моментами в этом лечении признаются: 1) психическое воздействие врача, который при ежедневном посещении больного старается, так сказать, его перевоспитать, создать у него иной взгляд на болезнь, и иное отношение к жизни и 2) необходимость подчиниться известному больничному режиму, что является моментом, стимулирующим ослабленную волю. Результат получается лучший, чем от обычного вышеупомянутого шаблона, но, к сожалению, непрочный: 4-6-месячного влияния врача оказывается обыкновенно недостаточно, чтобы перевоспитать больного: отношение к жизни, взгляды на жизнь остаются прежними, и по возвращении в прежнюю обстановку снова мало-помалу развивается прежняя нервность, неуравновешенность, расслабление душевное и телесное. К тому же способ этот доступен немногим.

Вера создает те же условия в домашней обстановке, упование на Бога (со страхом - прогневить Бога) лучше всякого врача и наставника может оказывать психическое воздействие на человека, воздействовать на его волю тем ощутимее, чем сильнее эти чувства развиты в душе человека. А в подчинении режиму, который устанавливает Церковь для каждого принадлежащего к ней члена, заключается вполне достаточный источник для постоянного, каждодневного, ежечасного стимулирования ослабленной воли неврастеников. И действительно, жизнь указывает нам многочисленные примеры, где человек нервный, несколько лет лечившийся без всякого результата, быстро достигает полного или, по крайней мере, относительного, но зато прочного выздоровления после того, как обращается к Богу и начинает жить по правилам Церкви. Я, по крайней мере, знаю несколько таких примеров, думаю, что и всякому другому известно их немало. И при других нервных недугах значение вышеприведенных факторов немаловажно. возьмем, например, пресловутое мозговое переутомление, которому отводится современной медициной видное место в ряду прочих причин современной нервности. Оказывается, что усиленная работа сама по себе редко вызывает стойкую нервную болезнь, а опасна только тогда, когда соединяется с пороком и страстями человеческими.
0 # 9 апреля 2013 в 17:48 0
Вот что по этому поводу говорит проф. Штрюмпель: "При неврастении, по преимуществу церебральной, главную роль играет умственное переутомление, особенно, если оно соединено с психическим возбуждением. Мы видим поэтому, что к истощению нервной системы, составляемому сущность неврастении, ведет главным образом умственная работа людей, сопровождающаяся волнениями страха и надежд, умственное напряжение политика, постоянно волнующегося страстной борьбой партий, наконец, усилия ума тех художников и ученых, неутомимое честолюбие которых побуждает их не отставать от конкуренции".

Отсюда следует, что вера и проистекающее из нее отношение к жизни, к богатству, славе, честолюбию и прочему является и здесь могучим профилактическим средством.

Обращаясь теперь от нервной неуравновешенности, неврастении, истерии и подобного к болезням органическим, таким, как болезни легких, сердца, желудка, печени, мы увидим, что каждый подобный трудный больной является по большей части в то же время и неврастеником. Большинство жалоб и симптомов таких больных, начиная от подавленного душевного настроения, обуславливаются не самою болезнью, а тем психическим состоянием, которое производит в человеке болезнь. Участливое отношение, умело сказанное слово утешения быстро устраняют целый ряд мучающих больного симптомов. Упование на Бога, взгляд на смерть как переход только к иной, быть может, лучшей жизни и другие религиозные воззрения являются лучшим утешением, лучшим врачебным средством для каждого такого, часто неизлечимого больного.

Да, в тихом пристанище Христовом можно с пороком сердца, со всякою другою болезнью и лучше себя чувствовать, и дольше прожить, чем со здоровым сердцем и легкими, вечно носясь по волнующемуся страстями человеческому морю житейскому "с кораблем, потопляемым грехами"!

О возможности посредством молитвы исцелять не только душевные, но и телесные недуги свидетельствуют многие факты Церковной истории. Доктор Э.Лоран издал книгу под заглавием "Медицина души", в которой с научной точки зрения доказывает, что молитва есть великое целебное средство при всех болезнях.
0 # 9 апреля 2013 в 22:38 0
О влиянии молитвы на настроение, особенно молитвы общественной в храме, достаточно говорилось в первой главе.

Итак, резюмируя все сказанное, мы приходим к следующему заключению:

Одна их важных причин современной чуть ли не поголовной нервности есть маловерие. Для успешной борьбы с нервностью надо удовлетворить прежде всего следующим двум требованиям: укрепить веру в Бога и воспитать в душе человека христианский идеал и христианское отношение к жизни.

Лучшим предупреждающим средством является воспитание молодого поколения на строго религиозно-нравственных началах. Главную задачу воспитания (в семье и школе) должно составлять стремление воспитать в душе ребенка страх Божий и истинную любовь к Богу.

При развившейся же болезни лучшим средством является молитва. Необходимо каждодневно молиться утром, вечером, читая утреннее и вечернее правило, хотя бы в несколько сокращенном виде, со вниманием, стараясь вникать в смысл каждого слова.

Кроме того, читать каждодневно те избранные места их Евангелия и Апостола, которые читаются в соответствующий день за церковной службой. Не пренебрегать общественным богослужением, а посещать храм Божий, по крайней мере, в праздничные и воскресные дни (всенощная и обедня), выбирая при этом тот храм, где служба благолепнее, а главное, где читают разборчиво и служат не торопясь.

Говеть по крайней мере раз в год. Соблюдать посты и все прочие постановления Церкви, памятуя, что созданы они великими людьми, понимавшими природу человека гораздо лучше, чем самые выдающиеся современные мудрецы. Всеми иными способами: размышлением, душеспасительной беседой, чтением творений великих Отцов Церкви стараться укрепит в себе веру, воспитать в душе своей сознание всей красоты христианского идеала и выработать христианское отношение к жизненным явлениям.

Путешествие по святым местам действует в том же направлении, привлекая ум к небесному и воспитывая в нас любовь к Богу.
0 # 10 апреля 2013 в 04:52 0
Помните, что в первое время такой жизни в вас непременно с большей или меньшей силой откроется второй источник мысли, мысли дурной, противоречащей, соблазняющей, создающей целый ряд известного рода "искушений". Не надо поддаваться сему, но молиться настойчиво, с надеждой и терпением, памятуя следующие слова Спасителя из притчи о неправедном судии: "Слышите, что говорит судья неправедный. Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя медлит защищать их".

Еще два слова. Когда статья была уже написана, один мой знакомый прислал мне письменное возражение, сводящееся к следующему: "Неужели все люди немощны и окаянны, и неужели среди немолящихся и непостящихся нельзя найти лиц, стоящих ближе к христианскому идеалу, чем среди молящихся?". Это возражение, быть может, и теперь возникает у некоторых читателей.

Что все люди немощны и наклонны к злому, будет отрицать только тот, кто гордостью ослеплен до умо- и чувствопомрачения. Это аксиома, вытекающая из самого элементарного самоанализа. С тем, что среди немолящихся можно найти лиц сравнительно высоконравственных, согласен, хотя с некоторой оговоркой. Не всякий говорящий о пользе ближнего и не всякий творящий даже полезные для ближнего дела, есть истинно хороший человек в христианском значении этого слова. Важно знать, из каких побуждений это добро исходит - из альтруистических или эгоистических, от доброты душевной или от гордости и тщеславия, или является продуктом известной хорошо оплачиваемой профессии и только.

Ведь и антихрист, как он изображен в повести Вл. Соловьева, будет творить много добра, облагодетельствует все человечество, но это не помешает ему при помощи своего мага Аполлония свести небесный огонь на двух честных умных и добрых старцев Петра и Иоанна за то только, что они сказали ему правду в глаза, не сошлись с ним в убеждениях и встал поперек его дороги ("Три разговора",стр.183-184). Две лепты бедной вдовицы оказались угоднее Богу, чем богатый вклад в сокровищницу фарисея.

Согласие мое, однако, нисколько не умаляет всего написанного о молитве и посте. Жизнь человеческая очень сложное явление, указанные средства являются только одним из факторов, воздействующих на душу и тело человека. Другим немаловажным фактором являются природные дарования. Не подлежит сомнению, что не все люди от природы наделены одинаковыми дарованиями, одному дан один талант, другому два, третьему пять, четвертому десять. Дело все в том, что, не пользуясь средствами, указанными Церковью для нравственного усовершенствования, легко потерять и то, что имеешь, при пользовании же ими имеющий один талант удвоит его, имеющий два учетверит, а имеющий десять, иными словами, достаточно высоконравственный уровень и без молитвы и поста, достигнет истинной высоты, в которой так нуждается современное, живущее по новым взглядам , но окончательно падшее человечество.
0 # 10 апреля 2013 в 04:56 0
"Воздержание от мяса, соединенное с умеренностью в пище, улучшает все функции организма, просветляет ум, делает более восприимчивой сферу чувств и укрепляет волю." проверено мною опытным путём.
0 # 10 апреля 2013 в 06:22 0
Катя, речь не пожизненном воздержании. :))
Страницы: Первая Предыдущая 1 2
 



 
Православие © 2017