Strict Standards: Declaration of p_hidetext::execute() should be compatible with cmsPlugin::execute() in /var/www/u8149992/data/www/blagovestnik.su/plugins/p_hidetext/plugin.php on line 0

Strict Standards: Declaration of p_one_button::execute() should be compatible with cmsPlugin::execute() in /var/www/u8149992/data/www/blagovestnik.su/plugins/p_one_button/plugin.php on line 0

Сергей Сергеевич Аверинцев

Автор:
Опубликовано: 1708 дней назад (20 октября 2012)
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Сергей Сергеевич Аверинцев (10 декабря 1937, Москва, РСФСР, СССР — 21 февраля 2004, Вена, Австрия) — русский советский филолог, специалист по позднеантичной и раннехристианской эпохам, поэзии Серебряного века. Переводчик, лектор, член СП СССР (1985), русского ПЕН-центра (1995), председатель Российского библейского общества (с 1990), международного Мандельштамовского общества (с 1991), президент Ассоциации культурологов.

Родился 10 декабря 1937 года в Москве. Сын биолога Сергея Васильевича Аверинцева (1875—1957). Окончил кафедру классической филологии филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (1961). В 1967 году защитил кандидатскую диссертацию по филологии («Плутарх и античная биография»; науч. рук. — С. И. Радциг), в 1979 году — докторскую («Поэтика ранневизантийской литературы»). После окончания аспирантуры работал научным редактором в издательстве «Мысль» (1964—1966), затем — младшим научным сотрудником в Государственном институте искусствознания (1966—1971). Член редакционной коллегии серии книг «Библиотека античной литературы», выпущенной издательством «Художественная литература».
В 1971—1991 годах — старший научный сотрудник ИМЛ имени М. Горького АН СССР, в 1981—1991 годах возглавлял сектор истории античной литературы.
В 1989—1994 годах — профессор кафедры истории и теории культуры философского факультета МГУ.
В 1992—2004 годах — заведующий отделом христианской культуры ИМК МГУ.
В 1992—1994 годах — главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского РГГУ.
В 1994—2004 годах — профессор Института славистики Венского университета.
Член-корреспондент АН СССР (1987), действительный член РАН (2003). В 1989—1991 годах народный депутат СССР, разрабатывал закон о свободе совести.
Скончался 21 февраля 2004 года в Вене. Согласно завещанию, похоронен в Москве на Даниловском кладбище.
Награды и премииГосударственная премия СССР (1990) — за фундаментальное исследование «Мифы народов мира» (энциклопедия в 2 томах, 1987—1988, 2-е издание)
премия Ленинского комсомола (1968)
Государственная премия РФ (1996)
Образ отца, или «кем работает твой папа»? | СТЕНА или ТРИБУНА ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА
0 # 22 октября 2012 в 00:36 0
Совмещая пристальный интерес к тексту с универсальной эрудицией и литературно-критической аналитичностью, исследовал различные пласты европейской, в том числе христианской, культуры — от античности до современности, сделав ряд оригинальных историко-литературных и теоретических открытий (статьи «Филология» в «Краткой литературной энциклопедии», т. 7, М., 1972; «Новый Завет», «Теизм», «Теократия», «Христианство», «Эсхатология» и мн. др. в «Философской энциклопедии», тт. 4, 5, М., 1967, 1970; «Архетипы», «Христианство» и др. в энциклопедии «Мифы народов мира», М., 1987—1988; монография «Поэтика ранневизантийской литературы», 1977, защищена в качестве докторской диссертации; многочисленные статьи, посвящённые греческой, латинской и ближневосточной словесности и эстетике); переводы древних (в том числе византийских, латинских и сирийских) и современных авторов (в основном с немецкого языка — Ф. Гёльдерлина, Г. Гессе, Г. Тракля), статьи в энциклопедиях и научных изданиях об О. Шпенглере, Ж. Маритене, К. Г. Юнге и Й. Хейзинге, главы в коллективных трудах «История Византии», «История всемирной литературы» и др., концептуальные статьи-обзоры «На перекрёстке литературных традиций», 1973.

В острой полемике «неославянофилов» и «неозападников» отвергал крайности обеих позиций, выдвигая, в своеобразном наследовании учению Августина Блаженного, тезис о будущем христианстве как нравственном сопротивлении меньшинства.

Писал также религиозные стихи. «Основа поэзии Аверинцева — неколебимость Божьего слова и неприкосновенность непостижимых разумом тайн» (В. Казак)

Автор ок. 800 научных публикаций, в том числе:
МонографииПлутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М.: Наука, 1973. 278 с.
Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. 320 с.
Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М.: Наука, 1986. 255 с. В соавторстве с М. Л. Гаспаровым.
«Скворешниц вольных гражданин…». Вячеслав Иванов: путь поэта между мирами. СПб.: Алетейя, 2001. 176 с.
[править] Сборники статейПопытки объясниться: Беседы о культуре. М.,Правда.1988.
Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Языки русской культуры, 1996. 447 с.
Поэты. М.: Языки русской культуры, 1996. 364 с.
Аверинцев С. С., Франк-Каменецкий И. Г., Фрейденберг О. М. От слова к смыслу: Проблемы тропогенеза. М., УРСС. 2001.
София-Логос. Киев: Дух и Литера, 2000. 912 с.
Образ Античности. СПб.: Азбука-классика, 2004. 480 с.
Другой Рим. СПб.: Амфора, 2005. 368 с.
Связь времён. Киев: Дух и Литера, 2005. 448 с.
0 # 13 ноября 2012 в 22:57 0
Авторство и авторитет http://ec-dejavu.ru/a/Author.html
Бахтин и русское отношение к смеху http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Article..
Бахтин, смех, христианская культура http://ec-dejavu.ru/n/Ne_smeh.html
ВИЗАНТИЙСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ТИП И ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНОСТЬ: НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ
http://ec-dejavu.ru/o/Orthodoxy_Aver.html
Два рождения европейского рационализма http://ec-dejavu.ru/e/Encyclopaedia.html
Добрый Плутарх рассказывает о героях, или счастливый брак биографического жанра и моральной философии http://manefon.org/show.php?t=1&txt=11
Золото в системе символов ранневизантийской культуры http://ec-dejavu.ru/g/Gold_Aver.html
Истоки и развитие раннехристианской литературы http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bibliologia/Artic..
Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации http://ec-dejavu.net/g-2/Genre.html
К ИСТОЛКОВАНИЮ СИМВОЛИКИ МИФА О ЭДИПЕ http://ec-dejavu.ru/m/Mif_o_Edipe.html
Миссионер для племени интеллигентов http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ortodox/Men/Aver_..
Риторика и истоки европейской культурной традиции http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/Av..
Риторика как подход к обобщению действительности http://ec-dejavu.net/r/Rhetoric.html
Символ http://ec-dejavu.ru/s-2/Symbol.html
Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/aver/syd..
0 # 23 ноября 2012 в 18:54 0
Перед вами — сокращённые и разделённые на несколько рубрик отрывки из книги С.С. Аверинцева «Попытки объясниться» (М.: Правда, 1988) и «Похвальное слово филологии». Сокращения в «Похвальном слове…» согласовані с Сергеем Сергеевичем в 2000 году http://lit.1september.ru/article.php?ID=200700118
0 # 12 марта 2013 в 09:28 0
Верность здравомыслию http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1993/11/bookrev03.h..
сКВОЗЬ разломы оконченной жизни,стихи http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1994/5/averin.html
МОЯ НОСТАЛЬГИЯ http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1996/1/awerin.html
ДВА СЛОВА О ТОМ, ДО ЧЕГО ЖЕ ТРУДНО ПЕРЕВОДИТЬ БИБЛЕЙСКУЮ ПОЭЗИЮ http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1998/1/david1.html
ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ ВСЕ-ТАКИ МАНДЕЛЬШТАМ? http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1998/6/aver.html
“Глубокочтимый Александр Исаевич!..” К 80-летию А. Солженицына http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1998/12/aver.html
ГЕОРГ ТРАКЛЬ: “PO И TE MAUDIT” НА АВСТРИЙСКИЙ МАНЕР http://magazines.russ.ru/voplit/1999/5/averinc.html
ГЁТЕ И ПУШКИН http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1999/6/averinz.html
ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВ http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1999/12/likhach.html
О духе времени и чувстве юмора http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2000/1/averin.html
ГОРИЗОНТ СЕМЬИ О некоторых константах традиционного русского сознания http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2000/2/averin.html
Финал “Двенадцати” — взгляд из 2000 года http://magazines.russ.ru/znamia/2000/11/dven.html
РИТМ КАК ТЕОДИЦЕЯ http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2001/2/aver.html
“ПРЕМУДРОСТЬ СОЗДА СЕБЕ ДОМ”Речь на открытии выставки русских икон в Ватикане 29 июля 1999 года http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2001/1/aver.html
Несколько мыслей о «евразийстве» Н. С. Трубецкого Опыт беспристрастного взгляда http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2003/2/aver.html
Из проповедей http://magazines.russ.ru/continent/2004/119/av2.html
 



 
Православие © 2017