Strict Standards: Declaration of p_hidetext::execute() should be compatible with cmsPlugin::execute() in /var/www/u8149992/data/www/blagovestnik.su/plugins/p_hidetext/plugin.php on line 0

Strict Standards: Declaration of p_one_button::execute() should be compatible with cmsPlugin::execute() in /var/www/u8149992/data/www/blagovestnik.su/plugins/p_one_button/plugin.php on line 0

Прот.Иоанн Мейендорф

Автор:
Опубликовано: 1678 дней назад (17 ноября 2012)
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Иван (Иоанн) Феофилович Мейендорф (17 февраля 1926(19260217), Нёйи-сюр-Сен, Франция — 22 июля 1992, Монреаль, Канада) — протопресвитер Православной церкви в Америке, богослов, церковный историк.
Родился в русской аристократической семье немецкого происхождения, имел титул барона. Отец в эмиграции стал художником-портретистом; мать была представительницей старого дворянского рода Шидловских. Жена — Мария Алексеевна, урождённая Можайская.
В детстве был пономарём православной церкви, затем иподиаконом митрополита Евлогия (Георгиевского) в Свято-Александро-Невском соборе в Париже.
Окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (1949), историко-филологический факультет Сорбонны и Высшую школу социальных наук. Доктор наук (1958; диссертация посвящена святому Григорию Паламе и защищена в Школе практического богословия Сорбонны). Член-корреспондент Британской Академии (1977), почётный доктор университета Нотр-Дам (Индиана, США), Богословского института Епископальной церкви в Нью-Йорке и Санкт-Петербургской духовной академии.
В 1950—1959 — преподаватель греческого языка и истории в церкви в Свято-Сергиевском православном богословском институте.
С 1959 — диакон. С 22 марта 1959 — священник. С 1964 — протоиерей.
В 1959—1992 — профессор патрологии в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. Также преподавал в Колумбийском и Фордамском университетах и в Объединённой богословской семинарии, работал в центре византийских исследований Гарвардского университета «Дамбартон Оукс».
В 1976-1984 — настоятель церкви Христа Спасителя в Нью-Йорке.
В 1984—1992 — декан (руководитель) Свято-Владимирской духовной семинарии, сменил на этом посту протопресвитера Александра Шмемана.
С марта 1990 — протопресвитер.
В июле 1992 ушёл в отставку, намеревался посвятить себя только научно-педагогической деятельности, но вскоре скончался.
В 1953 году был одним из организаторов Всемирной федерации православной молодежи «Синдесмос», в том же году был избран её секретарём, в 1954—1964 являлся президентом «Синдесмоса». Вместе с о. Александром Шмеманом был активным участником процесса предоставления Северо-Американской митрополии статуса автокефалии, повлекшего за собой её преобразование в Православную церковь в Америке, в которой о. Иоанн был председателем отдела внешних сношений и членом митрополичьего совета. Также являлся редактором газеты The Orthodox Church. Активный сторонник экуменического движения, был членом центрального комитета Всемирного совета церквей (ВСЦ), в 1968—1976 — модератором комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство» (Faith and Order). Был президентом Православного богословского общества Америки, президентом Американской патристической ассоциации, членом Исполнительного комитета США по византийским исследованиям.
В 1979 году посетил СССР, где встретился со священниками Дмитрием Дудко, Александром Менем, Глебом Якуниным, обсуждая с ними, в частности, вопрос о создании подпольной духовной семинарии (сам о. Иоанн к подобным проектам относился скептически). О. Иоанну на длительное время был запрещён въезд в СССР, его участие в этой встрече стало предметом резкой критики в советской газете «Труд» от 10 и 11 апреля 1986. По воспоминаниям митрополита Илариона (Алфеева),
духовная связь с Россией не прерывалась у отца Иоанна никогда. Однако лишь в последние несколько лет, уже будучи ректором Свято-Владимирской семинарии, он получил возможность регулярно бывать в России, встречаться со священниками и богословами, с учеными и представителями культурной интеллигенции. Он читал лекции в духовных академиях, университетах, проповедовал в храмах, выступал по телевидению. Особенно радовали отца Иоанна встречи с верующей молодежью, на которую он возлагал главные надежды в «чаемом всеми нами православном возрождении».
Похоронен на кладбище в городе Крествуд (США), недалеко от Свято-Владимирской духовной семинарии.
Известный богослов и церковный историк, его труды издавались на 12 языках, в том числе на английском, французском, русском, итальянском, немецком. Автор пер
О спасении православия в России | Очень нужна ваша помощь. (обряды и славления)
0 # 18 ноября 2012 в 01:53 0
Автор перевода и критического издания «Триад в защиту священнобезмолвствующих святого Григория Паламы» (2 тт., Лувен, 1959). Значительное влияние на его становление как учёного оказали архимандрит Киприан (Керн) и протоиерей Георгий Флоровский. Полагал, что
для того, чтобы действительно проникнуть в мир Святых Отцов, почувствовать их мысль, узнать, почему они говорили именно так, а не иначе, и что всё это значит для нас — носителей другого менталитета, живущих много веков спустя, в иной культуре, — нам необходимо изучать историю.
Главной темой его научных работ было святоотеческое богословие, в частности учение святого Григория Паламы. По словам епископа Илариона (Алфеева),
о. Иоанн прослеживает православно-христианскую мистическую традицию, истоки которой он видит в раннем египетском монашестве. Основные вехи этой многовековой традиции: «умная молитва» Евагрия Понтийского, «мистицизм сердца» Макария Египетского, доктрина обожения свв. Григория Нисского и Максима Исповедника, учение о боговиденин преп. Симеона Нового Богослова, византийский исихазм XIII—XIV веков, средневековое русское монашество, преп. Серафим Саровский и св. Иоанн Кронштадтский в XIX—XX столетиях. Под «православной мистикой» (в отличие от внехристианского или оккультного мистицизма) о. Иоанн понимает «объективное видение Бога человеком», достигаемое святыми на высших ступенях духовного подвига, всецелое приобщение человека к Богу, при котором «божественный свет сияет в самом теле обоженного человека».
По мнению о. Иоанна Мейендорфа, мистическая направленность является главным отличием восточной богословской традиции от западной: В истории восточного христианства мистическое созерцание Бога и богословие всегда находились в тесном соотношении, никогда не упраздняя друг друга. Поэтому и богословие на Востоке не превратилось в сухую науку, в то время как западное богословие постепен¬но приобрело схоластический характер.
Также о. Иоанн изучал проблемы византийской христологии, придя к выводу, что христология современных дохалкидонских церквей является продолжением и развитием христологии святого Кирилла Александрийского. В связи с этим он активно участвовал в диалоге между православной церковью и восточными православными (дохалкидонскими) церквами, считая, что «божественная истина может часто выражаться по-разному без нарушения этим разнообразием единства во Христе».
0 # 26 ноября 2012 в 00:05 0
Мейендорф И. Апостол Петр и его преемство в византийском богословии [Эл. ресурс]/ Режим доступа: http://www.agnuz.info/tl_files/reading_room/meiendorf..
Мейендорф И. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы/ Мейендорф И., пер. с англ. В.Марутинка. – Мн.: Лучи Софии, 2001. – 336 с. – ISBN 978-985-6171-85-0. – Тираж 4 000 экз.
Мейендорф И. Византийские представления об Исламе Эл. ресурс]/ Режим доступа: http://www.agnuz.info/tl_files/reading_room/meyendorf..
Мейендорф И. Византия и Московская Русь [Эл. ресурс]/ Режим доступа: http://www.agnuz.info/tl_files/library/books/meyendor..
Мейендорф И. Духовное и культурное возрождение XIV века и судьбы Восточной Европы (Лекция, читанная в Европейском Гуманитарном Университете) [Эл. ресурс]/ Режим доступа: http://www.agnuz.info/tl_files/reading_room/meiendorf..
Мейендорф И. Значение реформации как события в истории христианства Эл. ресурс]/ Режим доступа: http://www.agnuz.info/tl_files/reading_room/meyendorf..
Мейендорф И. Историческое значение богословского творчества св. Григория Паламы [Эл. ресурс]/ Режим доступа: http://www.agnuz.info/tl_files/reading_room/meyendorf/
Мейендорф И. Кафоличность Церкви [Эл. ресурс]/ Режим доступа: http://www.agnuz.info/tl_files/reading_room/kafolichn..
Мейендорф И. Литургия или Введение в духовность Византии [Эл. ресурс]/ Режим доступа:
Мейендорф И. Православная традиция и история [Эл. ресурс]/ Режим доступа: http://www.agnuz.info/tl_files/reading_room/meiendorf..
0 # 7 апреля 2013 в 20:47 0
Православное богословие в современном мире http://krotov.info/library/13_m/mey/yendorf_017.htm
 



 
Православие © 2017