Strict Standards: Declaration of p_hidetext::execute() should be compatible with cmsPlugin::execute() in /var/www/u8149992/data/www/blagovestnik.su/plugins/p_hidetext/plugin.php on line 0

Strict Standards: Declaration of p_one_button::execute() should be compatible with cmsPlugin::execute() in /var/www/u8149992/data/www/blagovestnik.su/plugins/p_one_button/plugin.php on line 0

Православный ли князь Мышкин (Достоевский)?

Автор:
Опубликовано: 1666 дней назад (6 декабря 2012)
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Пересмотрел один фрагмент из фильма "Идиот" по роману Ф. М. Достоевского, вот тут этот фрагмент:
http://vkontakte.ru/video24005853_90298053
Князь Мышкин ведет себя по-католически, в восторженном экстазе (хотя это лишь наше представление, у них много разных течений). Если бы Достоевский хотел православие преподнести, то должно было быть трезвенное созерцание. Мне восторженность князя Мышкина кажется чуждой традициям восточных церквей, а тут еще настолько подчеркнута восторженность, что ни в какие рамки не лезет. Князь Мышкин возбужден, дергается, бегает туда-сюда, кричит и задыхается в экстазе. Православный подвижник сказал бы, что этот человек в прелести. Что-то тут не ухватил то ли Достоевский, то ли режиссер.
«Правые» и «левые» | Фильм о Патриархе Иерусалимском Иренее, незаконно свергнутом.
0 # 6 декабря 2012 в 17:46 0
Но ведь князь Мышкин был не совсем здоровым человеком... Может быть поэтому?
0 # 6 декабря 2012 в 20:42 0
Тем более, монолог в пользу православия психически нездорового человека это очень странный художественный ход.
Православие должно гармонизировать, умиротворять человека, а не разрушать его психику.
0 # 15 декабря 2012 в 15:00 0
Ты знаешь, ведь этот момент- одна из кульминаций в романе. Здесь Мышкин постепенно доходит до припадка (причём предпосылка припадку положена Аглаей, которая ему рассказывает, как себя вести в присутствии гостей, это немного раньше в фильме, минут на 5). Поэтому его экзальтированность в данном конкретном эпизоде - следствие болезни ума, а не прелести.

Что касается психической нездоровости Мышкина, то тут у Достоевского всё более чем понятно: Мышкин - как Христос. Проведи параллель с легендой о Великом Инквизиторе: это как раз идея о том, что, приди Христос сейчас в наш мир, Он стал бы вновь изгоем и вновь был бы распят. Так и Мышкин: со своими высокими идеалами, безгрешной (относительно) жизнью, с проповедью добра он не вписывается в современный ему мир, он - существо иного порядка. Помнишь, как он описывает Альпы и как потом устремляется к ним взглядом в конце романа? Это - как горний мир, символ такого мира.

И вот Достоевский, вкладывая в кульминационный момент слова о высоконравственных понятиях в уста своего героя, показывает, что в современном мире не может быть нормальным (т.е.соответствовать этому миру с его нормами) такой вот человек. И тут дело не в том, как влияет на человека Православие в реальности, а в том, какое понятие в художественном пространстве романа заключает в себе образ "болезнь князя Мышкина".
0 # 10 января 2013 в 07:56 0
Что за "болезнь" такая странная, что именно с ней должен быть православный человек? Возьми любого монаха или старца того времени, представь, что его пригласили рассказать про православие на собрание интересующихся. По твоей логике, он должен начать дергаться, кричать и впадать в восторженный экстаз, потому что не вписывается в этот мир - подобен больному.
Если Достоевский хотел показать красоту православия, то героем романа должен быть духовно зрелый, трезвенный и волевой человек, а не душевнобольной, на которого просто жалко смотреть. Где духовная сила православия?
0 # 18 января 2013 в 14:39 0
А насчет Христа, Он распят был вовсе не потому, что не вписывался в этот мир. Вписаться в сотворенный Им мир для Христа не было никаких проблем. Просто на тот момент было Божественное соизволение пройти жертвенный путь. Следующий раз Христос придет как Судья и Победитель. Тут не может быть никакой речи о вписывании или невписывании Христа - как Он захочет, так и будет.
Легенда о Великом Инвизиторе тоже вызывает недоумение, я уже писал как-то об этом.
Главное - если представить, что Христос пришел для чего-то другого, а Его распяли, это значит не Христос победил мiр, а мiр подчинил волю Бога своей воле. Не любовь, а слабость Бога перед мiром. Это абсурдно, и странно, что Достоевский не понимает.
0 # 19 января 2013 в 06:21 0
Я просто призываю тебя взглянуть на роман не как на пересказ какого-то события, а ещё и как на художественную канву. Болезнь князя - это именно художественный приём,и ничего более. Почему Достоевский из всего медицинского спектра выбрал именно душевную болезнь? А вот роман надо читать:)))) Мышкин ведь Рогожину рассказывает в самом начале, в поезде, о том, что за несколько лет до происходящих событий он уехал в Швейцарию из России, т.е. уже было событие, которое так резануло его душу, что он заболел. Не нога, не рука, а именно душа у него болит. Это - образ.
И вот на помолвке Мышкин наталкивается на сухость, непонимание людей. Он попадает в ситуацию, когда вокруг - знакомые ему люди, но ведут они себя фальшиво и высокомерно, смотрят на него враждебно. Вот у него и начнает душа болеть снова. Он им - про высокую нравственность, а они в ответ - дежурные фразы.
Повторюсь, тут следует отвлечься от конкретики, связанной с Православием, и понимать роман с точки зрения художественной.
0 # 1 февраля 2013 в 13:39 0
Но обычно считается, что Достоевский проповедует православные идеи. Допустим, про Толстого понятно, он проповедует неправославные идеи, можно и не разбираться. А вот те образы и мысли, что предлагает в своих творениях православный писатель Достоевский, у меня не получается признать православными. Более того, многие из них и католическими нельзя назвать. Непонятно какие мысли.
Поэтому и возникает вопрос - православный ли он писатель?
0 # 21 февраля 2013 в 07:26 0
Я очень люблю Достоевского-писателя (в этом качестве он у меня на 1 месте; просто гениален), но к Достоевскому-христианину отношусь настороженно. Во-первых, он очень был подвержен своим эмоциям, что мешало ему в полноте освоить православное вероучение. Во-вторых, он так и не смог отрешиться от того образа мысли, что выработал в себе во время пребывания в кругу петрашевцев. Это накладывает определённый отпечаток и на личность, и на творчество. Ну и в-третьих, он, хоть и в гораздо меньшей степени, - дитя своего времени. Я не думаю, что, например, при написании "Братьев Карамазовых" он советовался с кем-то из духовных лиц. Он вёл более насыщенную духовную жизнь, нежели большинство современников-интеллигентов, но христианство Достоевского - не образец для подражания. Как и его книги - не учебники по христианской морали.

Мне кажется, для своего времени, своего окружения Достоевский мог стать дверью, ведущей в храм. Читая того же "Идиота", можно заинтересоваться Православием и усвоить отторжение к католицизму (типичная позиция, опять же, для 19го века). Сейчас Достоевский в среде воцерковлённых людей, думаю, интересен именно как писатель, художник, к тому же несущий некие позитивные идеи и агитирующий за Православие. Но, прочитав его, обязательно надо свериться с Евангелием. Ведь тот же Мышкин, болея душой во враждебной ему среде, в итоге погружается в себя и уезжает туда, где ему хорошо, - и параллель с Христом на этом прерывается: одно дело - быть не принятым и страдать, болеть за грехи людей, а другое - пройти путь до крестного конца.
0 # 4 марта 2013 в 05:59 0
Параллель с Христом прерывается и не начавшись:)) Христос говорил спокойно и мужественно - "как власть имеющий", в нужные моменты брал в руки кнут. Это была сильная и харизматичная личность для окружающих, даже для его противников. Человек, способный возглавить восстание, как все видели.
 



 
Православие © 2017