Strict Standards: Declaration of p_hidetext::execute() should be compatible with cmsPlugin::execute() in /var/www/u8149992/data/www/blagovestnik.su/plugins/p_hidetext/plugin.php on line 0

Strict Standards: Declaration of p_one_button::execute() should be compatible with cmsPlugin::execute() in /var/www/u8149992/data/www/blagovestnik.su/plugins/p_one_button/plugin.php on line 0

Николай Лесков. Соборяне.

Автор:
Опубликовано: 1830 дней назад (19 сентября 2012)
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Повесть Николая Лескова о жизни духовенства в царской России.

http://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_0020.shtml
(читать онлайн)

http://www.fictionbook.ru/author/leskov_nikolayi_seme..

(здесь также можно читать онлайн).
Бог с человеком соединился через ум | Гадание и приворот делают человека рабом
0 # 21 сентября 2012 в 22:56 0
Описание книги (о чём эта книга)
http://www.leskow.net.ru/lib/ag/author/1570/

http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=0E46637B3F..
0 # 27 сентября 2012 в 22:30 0
Хорошая книга. Жалко, что Лесков к концу жизни стал почти атеистом и фактически отрёкся от основных идей, выдвинутых в повести.
0 # 29 сентября 2012 в 00:51 0
А у Лескова много хороших рассказов про святых.
0 # 17 октября 2012 в 19:43 0
Хорошо сказано там "раскольники блюдут свое заблуждение, а мы своим правым путем небрежем".
Очень распространено ругать раскольников и еретиков среди увлекающихся православием. А вот про себя эти критики не думают, все ли так у меня, являюсь ли я сам без отклонений от Христа? Вот такого размышления очень не хватает нам, тайно мнящим себя лучше всех лишь от формальной принадлежаности к православию. К чужим отклонениям гораздо больше внимания, чем к своим собственным. Вот если бы наоборот, церковь наша была бы здоровее, и народ к ней больше тянулся.
0 # 21 октября 2012 в 14:52 0
Очень распространено ругать раскольников и еретиков среди увлекающихся православием. - Кузьма, ты знаешь, я немного не соглашусь. Еретиков ругать - одно. А раскольников (у Лескова под ними всегда подразумеваются старообрядцы) как-то и не ругают особо сейчас, не столь актуальная это тема. В отличие от них самих.

Буквально на днях в одной группе, основной темой которой является православная кухня в пост, кто-то создал тему про причащение младенцев в Петров пост. Вопрос был "можно-нельзя", ответы конкретные были написаны практически сразу - и, казалось бы, всё. И тут - появляется в теме некий раб Божий, который начинает писать про то, что неправильно причащать младенцев только Кровью, что есть такие-то и такие-то правила, что надо жаловаться в митрополию на батюшек, которые так делают и т.п. В общем, выясняется, что этот раб Божий - старовер, и он совешенно осознанно, скажем так, пришёл в чужой монастырь со своим уставом (т.е. в обсуждении богослужебной практики РПЦ МП стал настаивать на том, что всё должно быть так, как это имеет место быть в богослужебной практике старообрядческих приходов).

Что потом было... Объяснили ему, что немного не в тему его высказывания, - он гнёт свою линию: дескать, делайте по-своему, но правильно - так, как я говорю. Батюшка подключился к обсуждению - так ему в назидательном тоне вышеназванный раб Божий стал рассказывать, как правильно служить (причём обращение "о.Олег" было, видимо, выше достоинства того старовера, он к священнику обращался, будто это человек без сана). Закончилось всё довольно прозаично: батюшка попросил привести цитату из св.Писания, где говорилось бы, что христианин должен причащаться 4 раза в год (все участники обсуждения видели такое утверждение в посте старовера) - естественно, такого места в Писании не найти. А посему высказывание это старовер в своём посте спешно подредактировал и внаглую заявил, что не говорил такого. Вот и всё.

Вывод: по одной ситуации и по одному человеку о старообрядцах судить негоже. Но почему-то, как показывает практика, именно в таком ключе строится всё общение с ними: РПЦ МП ещё в 70х гг извинилась за раскол и преследование, но на деле старообрядцы до сих пор открыто относятся к "новообрядцам" как к еретикам и считают нужным вставлять свои 5 копеек о правильности своего учения там, где, собственно, и речь идёт о другом (как было в данной конкретной ситуации).
0 # 8 ноября 2012 в 20:41 0
Ну так тут еще вопрос, а что считать ересью. Скажем, можно считать ересью причащение без исповеди. Тогда придется признать еретиками массу древних православных церквей. То есть, сама мысль "только у нас правильно" ведет автоматически к признанию других людей еретиками. А вот если думать "у нас много несовершенства", тогда и пыл ругать других пропадет, и у самих лучше станет.
0 # 9 ноября 2012 в 07:59 0
Есть некая практика, закреплённая во всех Православных церквях (закреплённая различными соборами, правилами святых и т.п.). Часть этой практики всеми признаётся за абсолютную и непреложную истину (например, догмат о Св.Троице). Часть этой практики касается моментов важных, но по-разному представленных, например, в трудах различных святых (ну, например, вопрос о том, как часто надо причащаться). А часть практики касается вопросов, в принципе, второстепенных, и имеет различия в зависимости от региона или прихода даже (например, вопрос ношения платка замужними женщинами).

Так вот. Насколько мне известно, ересью принято считать отступление от аксиоматических понятий (например, ересь монофизитства). Всё остальное, в зависимости от важности по отношению к духовной жизни христианина, варьируется в пределах таких понятий, как "допустимый вариант нормы - грубое отклонение от нормы" (например, допустимо не носить платок в храм, т.к. это - лишь благочестивый обычай; или, например, христианину другой конфессии быть восприемником при православном Крещении - грубое отступление от нормы, но при этом Таинство считается действительным). Если зацикливаться на дословном выполнении последних двух пунктов и осуждать всех, кто так не делает, обзывая их еретиками, - то, действительно, это далеко от христианства и близко к гордыне. А вот если ересь, действительно таковой являющуюся, называть ересью - то, думаю, это вполне честно и по отношению к себе, и по отношению к еретикам:)
0 # 10 ноября 2012 в 01:54 0
2 Мария

*** Жалко, что Лесков к концу жизни стал почти атеистом и фактически отрёкся от основных идей, выдвинутых в повести.***

Я конечно читал что у Лескова в течение жизни были моменты потери веры, безверия...А откуда инфо что к концу жизни он стал почти атеистом и отрёкся от идей выдвинутых в повести? Где можно об этом прочитать?
0 # 15 ноября 2012 в 21:34 0
2 Кузьма Стрельников
19 июл 2009 в 10:41

***А у Лескова много хороших рассказов про святых***

Да. Вот например http://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_0350.shtml

По мотивам житийного рассказа Лесков написал повесть "Гора".
Вот эту повесть Лескова "Гора" http://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_0250.shtml

я прочитал ещё учась в 10 или 11 классе - когда я ещё был некрещёным. Повесть написана по мотивам "Пролога" - древнерусского сборника житийных рассказов.

Помню что к тому моменту когда я первый раз читал эту повесть и дошёл до конца последней главы - у меня возникла такая мысль: "Вот повезло чуваку - началось землетрясение, которое сдвинуло гору" )))))

Но повесть эта произвела на меня сильное впечатление. Если бы я был кинопродюсером и у меня были бы деньги - я бы постарался снять христианский художественный фильм по этой повести.
Кстати, в этой повести есть такая мысль. Даже если некоторые церковные иерархи позволяют себе жить в роскоши как аристократы - это никак не может свидетельствовать о неистинности христианства как учения, как истинной веры в Бога, и никак не умаляет подвига искренне верующих христиан.
0 # 17 декабря 2012 в 18:18 0
Лесков сам пересказывает (вот здесь http://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_0350.shtml )

тот житийный рассказ, по мотивам которого он написал данное произведение (повесть "Гора").

И мы видим. Если в повести "Гора" Зенон является человеком во всех отношениях положительным - то в житийном сказании он далеко не такой:

"Зенон искусный художник, ни слова об этом; но он в вере нашей не
крепок, он в постоянном общенье с людьми разных вер и ты имя его можешь увидеть на исподах различных кумиров, - крокодилов мерзостных, страстного ибиса и быка с чёрным пятном и коней фараона; при том Зенон часто бывает ленив: он не поспевает к общей со всеми молитве, в день недельный; когда много заказов, он одинаково трудится, будто как в будень; он живёт без жены и нимало не занят тою мыслию, чтоб учредить себе семью или удалиться в
пустыню, а он охотно разговаривает с посторонними женщинами, которым он нужен, и угождает их суетности"

То есть Зенон мало того что зарабатывает на жизнь тем что изготавливает языческие идолы и талисманы, он ещё и является человеком "неположительным" во всех остальных отношениях.
А в повести образ Зенона несколько идеализирован - он описан как человек положительный во всех отношениях, но другие христиане города об этом просто не знают.

Тем не менее и в повести, и в житии - Зенон оказывается человеком искренне верующим, и он оказывается более крепок в вере - чем многие христиане из тех которых все считали людьми "положительными" и "крепкими в вере". Более того, в период когда христианская община города подвергается гонениям ,Зенон оказывается единственным христианином города - который действительно остаётся крепким в вере своей.
И в повести мы видим - что многие из этих "положительных" христиан на поверку оказываются ничем не лучше фарисеев, и в вере они не крепки. Всё это выясняется - когда христианская община города подвергается гонениям со стороны язычников.
А в конце житийного рассказа мы видим что Зенон как истинный христианин способен простить женщину которая принесла много зла ему и его единоверцам, и несмотря на это - он оказывается способным полюбить её. Неудивительно что этот житийный рассказ вдохновил Лескова на написание этой прекрасной повести.
0 # 20 декабря 2012 в 15:19 0
Насчёт отхода от Православия - об этом есть упоминания во всех биографических заметок, когда они доходят до середины 80х гг. А насчёт соборян - пыталась в инете найти, но не нашла. В учебнике по литературе был отрывок из переписки Лескова, в которой он говорит лет через 20 после написания повести, что если б писал её теперь, то относился бы к героям гораздо более презрительно.
0 # 22 января 2013 в 00:56 0
а мне нравится Лесков. читала его всегда и всегда нравилось. рассказы живые, интересные, самобытные.
мне даже батюшка советовал знакомить с Лесковым подрастающих детей.
0 # 30 января 2013 в 02:18 0
А вот в наше время та же самая ситуация, как в романе Лескова - священник подвергается гонениям от епископа за свою книгу о церкви:
religion.ng.ru/printing/2003-02-05/7_vlastelin.html
0 # 18 марта 2013 в 19:10 0
Н.С.Лесков действительно вскрывает в этой книге весьма существенный пласт нашей истории, который оказался, во многом, утерян в настоящее время. Жизнь духовенства и Церкви всегда была важной частью жизни русского общества и достойно особого внимания, уже из-за той важности, которую играло духовенство в общественной жизни.
 



 
Православие © 2017