Strict Standards: Declaration of p_hidetext::execute() should be compatible with cmsPlugin::execute() in /var/www/u8149992/data/www/blagovestnik.su/plugins/p_hidetext/plugin.php on line 0

Strict Standards: Declaration of p_one_button::execute() should be compatible with cmsPlugin::execute() in /var/www/u8149992/data/www/blagovestnik.su/plugins/p_one_button/plugin.php on line 0

Масленица (Опрос)

Автор:
Опубликовано: 1734 дня назад (22 сентября 2012)
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Полный текст:
http://azbyka.ru/days/ruban/1102-all.shtml

Неделя мясопустная, о Страшном Суде.

Славянский термин "мясопуст" (греч. апокрэос, лат. carnis privium – лишение мяса) означает прекращение вкушения мяса. Так в православном календаре именуется воскресенье за 56 дней до Пасхи. У наших братьев католиков этому церковному богослужебному термину соответствует хорошо всем нам знакомое «веселое» слово карнавал (от средневекового латинского carne и vale, буквально – "прощай, мясо!"). Продолжительность карнавального периода в разных странах неодинакова, но завершается он в "Пепельную среду", с которой и начинается западный Великий пост. Пеплом, окропленным святой водой, священник проставляет на лбу верующего крест или просто посыпает главу пеплом со словами: "Помни, человек: ты – прах и в прах обратишься!" Лишь в этом мы равны в нашем несправедливом мире.

В православном календаре всё сложнее. Здесь за мясопустом следует еще одна неделя (седмица) – "сырная", или, по народному, – "масленица". Строго соблюдающие диетическую сторону поста уже отказались от мяса и едят только яйца и молочные продукты (откуда и название этой недели). В этом – последняя ступень подготовительного воздержания.

Образованный христианин должен знать, что масленица – праздник совсем не христианский! Напротив – это древний языческий праздник проводов зимы; согласно пословице: «Масленицу провожаем, света солнца ожидаем». Это – своеобразный «северный карнавал», вакханалия, сопровождающаяся необузданным весельем, драками, играми и хмельными пирами (а дохристианские времена – даже человеческими жертвоприношениями). Поэтому суровый голос Святой Церкви, возвещая о Страшном Суде, зовет к покаянию и предостерегает от языческой ментальности, до сих пор присутствующей в народном сознании.
После крещения Руси "отменить" масленицу так и не смогли, а потому постарались хотя бы отчасти "христианизировать": вынужденно включили в богослужебный календарь и совместили с последней подготовительной неделей перед Великим постом. При этом обычай поминать на тризне предков блинами был переосмыслен как заговенье – праздничную трапезу накануне поста.


В. Познер о "закрытости и темности православия" | Митрополит Антоний Сурожский
0 # 30 сентября 2012 в 21:06 0
СЫРНАЯ СЕДМИЦА или масленица?

"Сырная седмица – преддверие и начало поста"
(святитель Тихон Задонский)

Церковный календарь именует последнюю седмицу (неделю) перед Великим постом сыропустной, народ – масленицей. Строго соблюдающие великопостную диету уже отказались от мяса и едят только яйца и молочные продукты (откуда и ее название). В этом – последняя ступень подготовительного воздержания.

Смысл этой седмицы – в постепенном переходе от обыденной жизни к великопостным подвигам, которые, конечно же, у каждого христианина свои и определяются его полом, возрастом, состоянием здоровья или профессией. В среду и пятницу даже не совершается Божественная Литургия, а службы суточного цикла, содержащие и покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина, почти соответствуют великопостным. Всё это – "светлые предпутия поста"!

Но народ – не только «простой» и «необразованный» – до сих пор проводит это «начало умиления и покаяния» вполне по-язычески – в шумных гуляньях и сомнительных забавах. Вспомним хрестоматийное изображение масленицы в фильме «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова. Многие относятся к этим картинкам прошлого с ностальгическим придыханием и всерьез считают, что так и нужно: напиться до безобразия, слопать (простите за откровенность!) как можно больше блинов, стараясь не умереть от заворота кишок (что действительно случалось), разбить ближнему нос или вывихнуть челюсть, а потом "покаяться", попариться в Чистый понедельник в баньке и с чувством хорошо исполненного "православного долга" бухать земные поклоны. Но ведь это совсем не христианская, а языческая разгульная обрядность, во многом искусственно возрождаемая сейчас под видом возвращения к «народным традициям». Очевидно, многим хочется вернуться непременно к дохристианским «национальным истокам».

Неудивительно, что нашу страну, в которой за девять столетий не смогли утвердиться хотя бы элементарные нормы христианской морали и поведения, постигли такие тяжкие наказания в XX столетии. И вместо того, чтобы "на себя оборотиться", люди готовы перекладывать вину на мифических врагов. Здесь есть над чем задуматься, особенно в преддверии Великого поста.

0 # 3 октября 2012 в 15:28 0
http://news.liga.net/info/NS090067.html

Масленица - давний христианский праздник, пришедший к нам из языческой культуры, ритуал проводов зимы и встречи весны. Весна - это, прежде всего, пробуждение земли, начало новой жизни и определенного рода пробуждение солнца, которое с приходом весны начинает все ярче разгораться, удлиняя дни.


Именно в честь последнего на Масленицу пекли блины, которые являются главным и неотъемлемым атрибутом праздника. Издавна считается, что, съедая круглый, румяный, горячий блин, так похожий на солнце, человек съедает и частичку тепла и могущества светила.


Еще в языческой культуре Масленицу связывали с днем весеннего равноденствия. Но с приходом христианства Масленица начала праздноваться в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Следует также отметить, что долгое время Масленица для славян была и Новым годом, который на Руси до XV века праздновался в марте.

0 # 11 октября 2012 в 18:52 0
Название же самого праздника возникло из-за того, что на протяжении недели в преддверии Великого поста по православному обычаю из пищи исключается мясо, употреблять же можно молочные продукты, поэтому и пекут масленичные блины.


Масленица длится семь дней, и этот период так и называется - масленичная неделя (еще ее называют "сырной" и "мясопустной"). Каждый день этой недели имеет свои названия и обычаи, которые и вытекают из названия.


Так, к примеру, понедельник называют "встреча". В этот день достраивают ледяные горки и качели и уже начинают печь блины. Первый же блин отдают нищим на помин усопших.


Вторник называют "заигрыш". В этот день с самого утра начинаются веселые игры, молодежь приглашается кататься с гор. За веселье же угощают блинами.


Среда - "лакомка". В этот день хозяйки действуют по поговорке: "Что есть в печи - все на стол мечи". На первом месте из всех лакомств, конечно же, блины. На "лакомку" тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных.


Четверг - "разгуляй". С этого дня Масленица начинается во всю мощь. А также помогают в этот день солнцу прогнать зиму. Для этого устраивают катания на лошадях "по солнышку" (по часовой стрелке вокруг села).


Пятница - "тещин вечер". Теперь пришла очередь зятьям приглашать в гости к себе тещ и угощать их блинами.

0 # 22 октября 2012 в 08:02 0
В субботу, на "золовкины посиделки" (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала к себе в гости золовок и родных мужа. Если сестры мужа были незамужние, то невестка в гости созывала и своих незамужних подруг. Но если золовки были уже замужем, то она приглашала родню замужнюю. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками.


Последний день Масленицы называется Прощеное воскресенье. В этот день следует просить прощения у всех родных и знакомых за все обиды, тем самым освобождаясь от грехов перед Великим постом. Также в последний масленичный день сжигают соломенное чучело - символ зимы, провожая ее до следующего года. Пепел же от чучела развевали над полями - "на богатый урожай".


Многие обычаи этого старого и веселого праздника уже давно забылись, но неизменным осталось главное - "есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду".

0 # 1 ноября 2012 в 04:14 0
А как вы проводите эту неделю перед Великим постом: подготовкой к посту или гуляньями?
0 # 14 ноября 2012 в 07:51 0
Лучше эту неделю проводить как подготовку к Посту, а то потом он в тягость становится (на фоне гуляний и обычного образа жизни). Хотя это - конкретно мой опыт...

0 # 5 декабря 2012 в 17:24 0
Название поста говорит само за себя. И подготовка к нему тоже особенная - три недели. А т.к. Масленица есть преддверие поста, то и проводить эту неделю нужно соответственно. Стараюсь так и делать.
0 # 6 декабря 2012 в 22:14 0
По поводу статьи в постах 3-5:
Вообще первым приходом весны (вернее, первой заявкой весны на свои права) считатется Сретение.
Читая дальше, пришла мысль, что русским во все времена дай только повод попраздновать))))), а нет его - придумать не проблема, фантазии, как мы видим, хватает.
Может быть, я не права, но мне не нравится, когда тесно и неразрывно связывают многие народые обычаи с религиозными праздниками. Прощёное воскресенье, Заговенье на Великий пост... какое чучело??? У нас ещё в центральном парке культуры и отдыха им. В.Г.Белинского устраивают лазанья по столбам за петухами, и прочие утехи, которые мне кажутся дикими накануне поста. Ну, и без чучела и водки рекой тоже никуда.

0 # 10 декабря 2012 в 05:28 0
Да,Юль,народ не хочет забывать языческие праздники.Как уже было написано в п.1,попытались их "христианизировать".Но всё-равно,что-то плохо получилось.Людям главное - повеселиться.
0 # 27 февраля 2013 в 19:49 0
По поводу статьи в постах 1-2:
Не знала, что карнавал так переводится! Очень интересно! :D))
Теперь термином "Масленица" пользуются и христиане, и язычники. У меня с детства (когда ещё не соблюдала пост), это название ассоциировалось с блинами :), а не с необузданным весельем)
"Но ведь это совсем не христианская, а языческая разгульная обрядность, во многом искусственно возрождаемая сейчас под видом возвращения к «народным традициям». " Согласна на все 100! Хорошая статья.
0 # 11 марта 2013 в 03:38 0
Традиции масленицы:

Масленица — это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление природе и солнечное тепло. Люди испокон века воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества.

Во время Масленицы гулянья продолжались всю неделю. Ни один праздник не проходил так весело и разгульно. Еще бы, ведь считалось, что если вволю не потешиться на Масленицу – значит жить в горькой беде!

По улицам возили соломенную куклу — масленицу, или зиму, — одетую в кафтан, шапку, опоясанную кушаком, в лаптях. Под конец Масленицы ее сжигали, прощаясь так с зимой.

Каждый мог найти себе угощение и развлечение по вкусу. У лотошника или в палатке можно было полакомиться пряниками, горячими калачами, орехами в сахаре, выпить или сбитня, который готовили из меда, хрена, воды и дрожжей, или душистого чая из тут же рядом кипевшего самовара и, конечно же, поесть вкусных горячих блинов.

На площадях устанавливались качели, карусели, шли представления скоморохов, кукольников. Проводились самые разные состязания в силе и ловкости. Одни штурмовали гладкий столб, чтобы добыть привязанный к его верхушке приз, другие выходили помериться силой в кулачном бою. Бои проводились по строгим и справедливым правилам: нельзя было нападать вдвоем на одного, бить лежачего, в висок и т.д.

Во всех развлечениях, что дарила снежная зима, с одинаковым удовольствием участвовали и дети, и взрослые. Катались с ледяных гор на салазках, санях, используя лубки и бересту, катались на коньках и лыжах. Со второй половины XIX века, когда появились первые специальные залитые катки, коньки стали любимым развлечением горожан. На катках можно было увидеть людей всех возрастов и сословий, плавно скользящих под музыку. Непременным развлечением на Масленицу были гонки на нарядных санях по улицам городов и деревенским дорогам.

В строительстве и штурме снежных городков тоже принимали участие и дети, и взрослые. Городок строили почти настоящий: с воротами, башнями, теремками. Защитники вооружались трещотками и метлами. В штурме участвовал всадник. Защитники пытались трещотками и метлами испугать лошадь и заставить ее повернуть. Битва кончалась, если кому-то из нападающих удавалось все-таки ворваться в городок.

Масленица заканчивается прекрасным христианским обычаем просить друг у друга прощения в последний день Масленицы — Прощеное воскресенье. Очищение души, которое должно произойти под влиянием самоограничения, спокойного размышления о себе, о жизни, о своих грехах и ошибках во время Великого поста, начинается с освобождения души от обид, подчас ложных, злых и мстительных чувств. Просить прощения нужно у всех, даже не ощущая вины. А в ответ следует говорить: «Бог простит». На долгих семь недель замирала праздничная жизнь в России…
 



 
Православие © 2017