Strict Standards: Declaration of p_hidetext::execute() should be compatible with cmsPlugin::execute() in /var/www/u8149992/data/www/blagovestnik.su/plugins/p_hidetext/plugin.php on line 0

Strict Standards: Declaration of p_one_button::execute() should be compatible with cmsPlugin::execute() in /var/www/u8149992/data/www/blagovestnik.su/plugins/p_one_button/plugin.php on line 0

Детский пост

Автор:
Опубликовано: 1586 дней назад (22 февраля 2013)
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Как ребенку соблюдать пост? Как объяснить ребенку смысл поста? Что делать, если в школе подают скоромную пищу? Надо ли отказываться от бабушкиного новогоднего угощения? На вопросы о детском посте отвечает протоиерей Алексий Уминский.

- Если возникает тема поста, то обычно встает вопрос о еде – что можно кушать и что кушать нельзя? Правильно ли это?

- Пост для детей именно с этого и начинается – с ограничения в пище. Взрослый человек может делать пост высоким духовным подвигом, ведь когда меняется только рацион блюд, а жизнь остается прежней, то это постом быть не может. А когда пост становится другой формой жизни, тогда отказ от определенной пищи только сопутствует тому, чтобы человек внутренне к себе был очень внимателен: следил за своими словами, мыслями, чувствами, был всячески сосредоточен на постоянном желании быть с Богом и очень сильно горевал, если у него это не получается.

А для детей пост начинается с внешних ограничений, потому что от ребенка нельзя требовать духовной жизни, духовной борьбы. А если мы говорим о маленьких детях, то тут вообще надо понять, с какого возраста и каким должен быть пост для ребенка.

Хотя даже маленькие дети способны какие-то вещи услышать. И перед началом поста родители должны с детьми поговорить о том, что пост – дело сокровенное, дело тайное. «Подумай, дорогой мой (или, дорогая моя), что ты готов принести в жертву Христу. Подумай и реши сам, пусть это будет твоей маленькой тайной, – что ты принесешь Христу? Что ты сделаешь для Него? От чего ты можешь отказаться? Как ты можешь себя исправить? С чем ты по-настоящему попробуешь справиться в свой жизни, чтобы понять, что ты действительно делаешь ради Бога?

Мне кажется, это самое важное – вложить в ребенка знание, что пост – это движение, это путь ко Христу. И через это понимание жизнь ребенка может быть немножечко осмыслена. И тогда другие элементы поста – еда, стояние на молитвах, исповедь, Причащение, – будут восприниматься ребенком как свой собственный путь несения креста. Это очень-очень важно, чтобы пост осознавался как путь несения креста.

И если пост будет прожит таким образом, то радость, которая откроется ребенку на Пасху или на Рождество, отразится в его душе глубоким душевным следом, и знание Воскресения Христова станет его личным опытом веры в детстве. У ребенка очень мало личных опытов веры, потому что он, в основном, копирует своих родителей, а здесь пост может стать личным опытом его общения со Христом.
Новый закон об ОБРАЗОВАНИИ | Рецепты на радость семье
0 # 22 февраля 2013 в 23:17 0
А если такой опыт в жизни человека когда-нибудь бывает, он не забывается никогда. И даже если потом в жизни ребенка будут какие-то сложности, подростковый негативизм, уход в какой-то момент из церкви, но эта память о Боге есть, то она обязательно как-то проявится, потому что как говорит Авва Дорофей, «семена добродетели неистребимы». Это как раз то самое семя добродетели, которое можем внести в жизнь человека пост.

Детский пост не может быть самим по себе, он всегда происходит в контексте поста родителей, как и вся жизнь ребенка всегда сопряжена с жизнью родителей. И все воспитание ребенка как христианина связано с тем, как сами родители живут во Христе. Пост – это элемент общей жизни семьи во Христе. Если семья постится неформально, а всерьез, то в семье будут традиционные внешние ограничения.

Но при этом для каждого человека в семье пост остается его личным подвигом, потому что даже члены одной семьи не могут поститься одинаково: муж постится в условиях его собственной жизни, в зависимости от его профессии; жена постится так, как она может поститься из-за количества детей в семье и состояния своего здоровья.

Есть общий контекст, что в семье наступает пост, и это время семейно обозначается. Всем должно быть понятно, что что-то поменялось в жизни семьи на этот период, жизнь стала немножечко другой, тональность поменялась. Так же, как чувствуется это в храме: приглушенный свет, изменение тональности песнопений, иной строй Богослужения, хотя то же самое Всенощное бдение, та же самая Литургия, но при этом какие-то элементы поста обязательно сосредотачивают человека на особенный настрой души. Например, Великим постом звучит молитва Ефрема Сирина с поклонами, и, например, поется: «Покаяния отвези ми двери, Жизнодавче» (Покаянный тропарь Великого поста). Все это очень серьезно настраивает человека на особенный лад.
0 # 22 февраля 2013 в 23:17 0
Все эти же элементы как-то должны обозначить и пост внутри семьи. Например, семейное чтение вместе с детьми молитвы Ефрема Сирина с поклонами должно быть каким-то особенным элементом поста, которое приучает детей к пониманию, что сейчас другое время жизни.

И если в семье на пост выключается телевизор, то это должно быть каким-то образом обусловлено и понятно для всех. Конечно, хорошо, когда вся семья отказывается от чего-то, но здесь надо понять, что, если семья отказывается от телевизора, который привычен для детей в обычной жизни, то это пространство должно быть чем-то заполнено. А если просто лишить детей телевизора и не дать им взамен ничего, то это будет неким таким обманом.

- Или как наказание.

- Да, тогда пост будет восприниматься детьми как тяжелое невыносимое время жизни, когда тебя лишили каких-то приятных вещей, но не дали ничего взамен.

И поэтому когда родители решили, что семья не будет смотреть телевизор, а дети там разных возрастов, предположим, 4-х, 5-и, 12-ти лет, то здесь надо очень хорошо продумать, что можно дать взамен, лишая детей привычных дел. Ведь обычно дети приходят из школы, родителей еще нет, чаще всего они включают телевизор, или видео, или компьютер и таким образом заполняют свое время, так оно есть. И здесь надо понять – чем это время родителям заполнить, чтобы оно было для детей нескучным, наполненным, важным и приносило свои плоды.

С детьми в период поста надо чем-то заниматься: либо читать вместе с ними книги, либо подбирать полезные фильмы, которые были бы и элементом какого-то развлечения, потому что дети не могут не развлекаться, но и чтобы давали какую-то пищу для ума и для сердца. Этот момент родители обязаны продумать.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная.

Поэтому детский пост очень сильно отличается от взрослого поста. У ребенка совсем иное представление о грехе и до определенного возраста у него нет понятия о духовной борьбе. Например, маленьких детей, которые еще не исповедуются, нагружать серьезными постными дисциплинами было бы даже и опасно, потому что дети развиваются, и их пост должен быть в пище самым незначительным. То есть должны быть просто отдельные элементы поста.
0 # 23 февраля 2013 в 09:09 0
Ребенка всегда надо хорошо кормить, можно постной пищей, но разнообразной. Поэтому присутствие в рационе ребенка молочных продуктов и иногда, когда ребенок ослабевает, заболевает, мясных бульонов, мяса, вполне возможно.

- Многие дети будут только рады не есть мясо, а вот отказаться от сладостей…

При этом есть четкие элементы поста, например: неедение мяса, отказ от чрезмерных сладостей и удовольствий, именно, от чрезмерных сладостей и чрезмерных удовольствий. Например, посещение аквапарка во время Великого поста могло бы быть исключено. Но посещение театра, музея, того, что приносит ребенку духовное развитие и не является элементом развлечения как у взрослого, а, наоборот, является элементом воспитания, то вполне может присутствовать во время Великого поста. Это должны быть хорошо продуманные спектакли, концерты и даже цирк, если это хорошее представление, которое показывает ребенку, как человек может общаться с животными. Все это может быть в рамках поста, потому что это не элемент аскезы для ребенка, а элемент его развития. И все, что ребенка развивает, оно также полезно постом, как и во все остальные дни.

Очень важно, чтобы ребенок с детства полюбил атмосферу поста в храме, почувствовал ее небесность, прозрачность, особенную благодать. Тогда для ребенка с каждым годом все больше и больше будет открываться радость праздника.

Самое страшное, если пост будет воспринят как формальность или наказание, когда родители заставляют детей поститься. Пост становится для ребенка невыносимой мукой.

«Когда же, когда же кончится пост, чтобы я смог поесть колбаски?» Дети, действительно, это так переживают. Я помню своих детей, мы с ними уже в конце поста едем как-то на машине, им было примерно 8 и 10 лет, а кругом продают шаурму, сосиски, хот-доги, и один из них смотрит на все это и говорит: «Лучше бы я был слепым». Несмотря на соблазн кругом, все-таки совершается подвиг, все-таки происходит преодоление. Детям хочется и колбаски, и сосисочек, но, если они воспринимают пост как подвиг, они стараются, борются за себя.

Хотя, действительно, детский пост должен быть ослаблен, и если кто-то по неразумию заставляет детей поститься по строгому афонскому уставу, когда детей просто морят голодом, заставляют вычитывать долгие непонятные молитвы, пичкают длинными Богослужениями, когда им все не в радость, – это все может только очень сильно навредить.

У нас в гимназии кроме первой недели Великого поста (в первую неделю дети учатся немного ослаблено, потому что ходят на канон), в младшей школе дают молочную пищу, а в старшей школе всегда дают рыбу. И тут были проблемы с родителями: «Как же так? У вас Православная гимназия, а вы постов не соблюдаете?»

«У вас молочное дают, а мой ребенок с трех лет строго постится!», – говорит мамаша на высоких каблуках, в маникюре, с накрашенными губами. И тогда ребенок становится как бедный подопытный кролик. И что с ним потом будет? Понятно, что с ним потом будет.
0 # 23 февраля 2013 в 10:31 0
Грустно на таких детей смотреть, они практически все потом из церкви уходят, воспринимают веру родителей как страшную ложь и лицемерие. Потому что родители пытаются научить детей тому, чего сами никогда в жизни не знали.

Это самое страшное, когда родители в детстве никогда не постились, а стали поститься год иди два назад и тут же пытаются наверстать упущенное на своих детях. Вот тогда происходит полная беда! Если не постился сам в детстве, не знаешь, как это происходит, не переживал это сам, спроси у умных, опытных людей, тех, которые уже своих детей вырастили, как быть с детьми? При том, что дети все разные. Необходимо смотреть на устроение своего ребенка, может ли он жить с такими-то ограничениями или для него это непосильная ноша?

- В обычной школе старшеклассники учатся до 4-5 часов вечера.

Если ребенок учится в обычной школе, и родители говорят, чтобы он постился и не ел того, что дают в школе, это тоже неправильно. Во-первых, ребенок становится в неравные условия с другими детьми, во-вторых, он целый день будет голодный. Пусть он съест эту котлету, в которой больше постного, чем в приготовленной дома мамой с любовью постной пище!

Мое мнение такое: если дети ходят в обычную школу, то они должны есть то, что им дают. И пусть ничего об этом не думают, а дома пусть постятся.

- Вы говорите о Великом посте, а сейчас идет Рождественский. Что можно сказать применительно к нему?

- Все, что относится к Великому посту, касается и Рождественского.

- А как праздновать Новый год?

- Об этом много было сказано, есть такое явление в нашей жизни, никуда от него нам не деться. И с этим нам жить и ситуацию не исправишь, народ не перевоспитаешь, Новый год будет праздноваться. Надо жить в этих условиях, ничего тут не поделаешь.

Единственно, что, может, со временем, христианских семей станет больше, Новый год, по крайней мере, в окружении христиан буде праздноваться немного иначе. Бабушки уже тоже станут христианами, сегодняшние родители станут дедушками и бабушками, и своим внукам будут по-другому дарить подарки на Новый год.

- Сейчас есть альтернатива школьным и детсадовским утренникам – Рождественские елки в храмах.

- Да, конечно, сейчас есть что этому противопоставить.

Но, с другой стороны, если неверующие дедушка и бабушка хотят увидеть своих внуков на Новый год, то как им в этом отказать? А если они приготовили салатик оливье, разве это страшно, если ребенок съест немного, чтобы бабушку-дедушку не обидеть? Ничего страшного в этом нет.

Любовь выше поста.

Беседовала Тамара Амелина

http://www.pravmir.ru/detskij-post-nachinaetsya-s-vn/
0 # 25 февраля 2013 в 08:23 0
мда.. никогда не понимала, зачем детей (в смысле пищи) постом ограничивают ()понатно, что без мяса никто не умрет, им молоко надо для нормального развития, роста и пр... да если не дай Бог гастрит какой-нибудь или еще что похуже? но в тоже время обидно за детей, которые приходят с родителями в храм на службу и слоняются из угла в угол, не зная чем себя занять, а родители в это время поклоны бьют ((((
0 # 25 февраля 2013 в 22:35 0
пост очень полезен для всех и для детей в том числе, я вообще за пожизненное воздержание от убиенной пищи.
0 # 26 февраля 2013 в 14:26 0
Иисус Христос вкушал пасхального агнца, ел рыбу...Полноценное веганское питание в условиях нашей реальности обеспечить весьма сложно.
0 # 26 февраля 2013 в 22:47 0
не веганское, а вегетарианское и вот ещё: с Господом себя сравнивать не надо, нигде в Евангелии не написано что он ел мясо.
до грехопадения нам заповедана как раз вег.пища, усмирять надо плоть свою, учимся этому у святых отцов.
0 # 27 февраля 2013 в 08:05 0
Первоначально человек, равно как и все животные на земле, был создан вегетарианцем (если здесь уместен этот термин): "И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу" (Быт 1:29,30). Но грех прозвел колоссальные перемены не только вокруг человека, но и в самом человеке. После потопа изменился климат на земле; растения после грехопадения видоизменились, произвели тернии и волчцы, то есть, многие из них стали несъедобными, а то и вовсе ядовитыми; животные одичали и многие из них стали хищниками. Эти и другие причины привели к тому, что перед потопом Бог повелел Ною взять в ковчег по семи пар чистых животных, и только по паре нечистых. Заметьте, что уже тогда человек знал разницу между двумя типами животных, которые позже были более детально описаны Моисеем. Сразу же после потопа Бог говорит: "все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте" (Быт 9:3,4). Сразу же обращаю внимание на то, что "движущееся" подразумевает "еще живое и здоровое", а не просто любое животное (ср Исх 22:31; Лев 17:15; Деян 15:20). А речь шла именно о чистых животных, что видно из Быт 8:20.

От этого момента и далее до конца всей Библии мы нигде не находим и слова, когда это равенство между растительной и мясной пищей пошатнулось бы в ту или иную сторону или было полностью отменено. Более того, вся система богослужения в Ветхом Завете основывалась на употреблении мяса жертвенных и пасхальных животных. Естественно, что Иисус Христос также употреблял мясо наравне со всеми евреями, и особенно во время Пасхи. Последней пищей Иисуса перед Его арестом и распятием был Пасхальный агнец с горькими травами и пресным хлебом Вечери Господней, а после Своего воскресения, и после того, как Он "восходил к Отцу Своему" (Ин 20:17), Он ел рыбу и мед (Лк 24:42,43). А еще Господь ел мясо, приготовленное Ему Авраамом (Быт 18:2-17).
0 # 27 февраля 2013 в 17:56 0
А с кем мы должны себя сравнивать?
0 # 1 марта 2013 в 07:52 0
я написала с кем, человеческий подвиг подвижников будет нам примером.
как можно сравнивать грех со святостью?
0 # 1 марта 2013 в 11:04 0
милующее сердце всякую тварь милует.
0 # 2 марта 2013 в 20:12 0
Сравнение греха со святостью есть обличение
0 # 3 марта 2013 в 17:05 0
Монастырский устав для монахов, а не для мирян.
0 # 5 марта 2013 в 00:52 0
51 Апостольское Правило:

"Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин.

Толкование Зонары. Ради воздержания не вступать в брак, удаляться от вкушения мяса и пития вина не запрещается. Но гнушаться сим и удаляться от него, как вредного для души, небезукоризненно. Ибо ни в чем созданном от Бога нет зла; но вредно злоупотребление. Если бы жена, вино и прочее были причиной зла, то не были бы созданы Богом. Таким образом, клевещущий на творения Божьи хулит Его зиждительную силу. Посему таковый имеет нужду в исправлении; если же не исправляется, будет извержен и отлучен от церкви. Ибо не только достоин извержения, но и не должен быть принимаем в церковь, как еретик."
0 # 5 марта 2013 в 07:55 0
http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=262173.100 - Вегетарианство. Как относиться?
0 # 5 марта 2013 в 17:27 0
нечистые/чистые животные - это фарисейство.

не убий одним словом и этим всё сказано.

№ 17
оправдание.

"не ради подвига воздержания" - основополагающие слова, так давайте будем ради подвига.

ссылки не люблю.
0 # 5 марта 2013 в 22:06 0
Катя, обратитесь к православному батюшке за разъяснением заповеди "Не убий" и вопроса вегетарианства.
0 # 6 марта 2013 в 00:46 0
На такой подвиг нужно обязательно брать благословение священника. Мирянам такое вряд ли позволят над собой учинить. "Давайте ради подвига" - это, простите, детский сад.
0 # 7 марта 2013 в 05:02 0
меня никто не заставит убивать животных, никто.
 



 
Православие © 2017